-
First slide

Рябова Наталья Владимировна


  • Ученый совет
  • Факультеты / Факультет психологии и дефектологии / Кафедра специальной педагогики и медицинских основ дефектологии
  • Подразделения / Журнал "Гуманитарные науки и образование"
Должность:
  • заведующий кафедрой
  • профессор
Учёная степень: доктор педагогических наук
Учёное звание: доцент
Уровень образования: высшее образование
(8342) 33-92-96
Общий стаж работы (лет): 36
Стаж работы по специальности (лет): 36

Квалификация:

  • учитель-логопед специальной (вспомогательной) школы
  • олигофренопедагог дошкольного учреждения
  • Педагог-психолог
Преподаваемые дисциплины

Проектирование ресурсного обеспечения деятельности логопеда

Введение в профессию

Социально-педагогическое проектирование

Проектирование программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи

Система социально-бытовой ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Социально-реабилитационные технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Дополнительное образование в реализации программ логопедической помощи

Дополнительное образование в инклюзивной практике

Проектирование и реализация коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога

Награды

2010 год – Почетная грамота правительства Республики Мордовия

2013 год – Почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Мордовия»

2015 год – Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации

2015 год – Благодарность Главы Республики Мордовия

2017 год – Памятный знак «За личный вклад в развитие дефектологии»

2020 год – Почетное звание «Заслуженный работник  высшей школы Республики Мордовия»

2020 год – Почетное звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации»

Участие в грантах и проектах

2020 – Грант на проведение фундаментальных научных исследований РФФИ по теме: «Формирование готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников в организациях дополнительного образования» (руководитель).

2020 – Грант на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнёров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВПО «Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» И МОРДГПИ) по теме: «Научно-методическое обеспечение процесса формирования универсальных  учебных действий  младших школьников» (руководитель).

2021 – Грант на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнёров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВПО «Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» И МОРДГПИ) по теме: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников» (руководитель).

2022 – Грант на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнёров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» И МОРДГПИ) по теме: «Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности в сфере общего образования» (руководитель).

2023 – Грант на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнёров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» И МОРДГПИ) по теме: «Научно-методические аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях  инклюзивной практики» (руководитель).

2023 – Грант по теме: «Развитие региональной управленческой и методической инфраструктуры внедрения единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» (исполнитель).

2023 – Грант по теме: «Служба помощи родителям в рамках национального проекта «образование» – Федерального проекта «Современная школа» в 2023 г. по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей» (исполнитель).

2024 – Грант по теме: «Служба помощи родителям в рамках национального проекта «образование» – Федерального проекта «Современная школа» в 2023 г. по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей» (исполнитель).

2024 – Грант на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнёров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» И МОРДГПИ) по теме: «Содержательные и технологические основы формирования универсальных учебных регулятивных действий младших школьников в проектной деятельности» (руководитель).

2024 – Грант на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнёров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» И МОРДГПИ) по теме: «Научно-методическое обеспечение процесса подготовки дефектологических и психолого-педагогических кадров» (исполнитель).

2024 – Грант на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнёров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» И МОРДГПИ) по теме: «Научно-методические аспекты психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» (исполнитель).

Научно-методические труды

2020 – Рябова, Н. В. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке учителя-логопеда / Н. В. Рябова// Педагогические кейсы в профессиональной подготовке учителя-логопеда: теория и практика : монография / под ред. М. А. Лаврентьевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск : РИЦ МГПИ, 2020. – 1 электрон. опт. диск.  – ISBN 978-5-8156-1192-4. – текст : электронный.

2020 – Рябова, Н. В. Профессиональная деятельность дефектолога: учебное пособие  / под ред. Н. В. Рябовой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2020. – ISBN 978-5-8156-1084-9; тираж 1 электрон. опт. диск. (номер регистрации 0322000538).

2020 – Рябова, Н. В. Реализация педагогических условий формирования готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников в организациях дополнительного образования / Н. В. Рябова, Е. В. Барцаева // Гуманитарные науки и образование. – Том 11. – № 3. – 2020. – С.91–96. 2020 – Рябова, Н. В. Результаты апробации модели формирования готовности к социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста в организациях дополнительного образования/ Н. В. Рябова, Е. В. Барцаева, // Гуманитарные науки и образование. – 2020. Т. 11. – № 4. – С.81-86.

2021 – Рябова, Н. В. Формирование готовности студентов к волонтерской работе в сфере  психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых детей с расстройствами аутистического спектра / М. А. Лаврентьева, Н. В. Рябова, О, С. Гришина // Психолого-педагогическое сопровождение умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра монография / под ред. Е. В. Золотковой ; Мордов. гос. пед. ун-т. – Саранск, 2021. –  С. 99–140.

2021 – Natalya V. Ryabova, Elizaveta V. Nazarova, Lyudmila V. Shukshina Results of pilot experimental work on forming younger schoolchildren's communicative unversal learning activities in their studies // AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research, 10/01. – XI, 2021. 31–35 pp.

2021 – Рябова, Н. В. Научно-практические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / Н. В. Рябова, Е. В. Назарова, О. В. Терлецкая // Гуманитарные науки и образование. – 2021. – Том 12. – № 1. – С. 91–96.

2022 – Рябова, Н. В. Теоретические и практико-ориентированные основы обучения детей-билингвов / Н. В. Рябова, С. В. Архипова, М. А. Лаврентьева // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика : монография / под ред. Н. В. Рябовой ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2022. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-8156-1536-6. – Текст : электронный.

2022 – Рябова, Н. В. Развитие готовности к работе с детьми-билингвами у будущих педагогов / Н. В. Рябова, С. В. Архипова, М. А. Лаврентьева // Учебный эксперимент в образовании. – 2022. – № 1. – С. 37–48.

2022 – Рябова, Н. В. Формирование социально-бытовой ориентировки у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья /Н. В. Рябова, О. Н. Живаева //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». – Москва, 2022. – № 7 – 2. – С. 48–52.

2022 – Рябова, Н. В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников / Н. В. Рябова, Е. А. Котькина, О. В. Терлецкая // Гуманитарные науки и образование //ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева». – Саранск, 2022. – Т. 13. – № 4. – С. 37-49.

2023 – Рябова, Н. В. Теоретические аспекты проектирования модели формирования готовности к социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании / Е. В. Барцаева, Н. В. Рябова // Современная наука и образование : актуальные вопросы, достижения и инновации: монография / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева – Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение». – 2023. – С. 62–75.

2023 – Организация самостоятельной работы обучающихся по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия : учебно-методическое пособие / авторы-составители И. В. Абрамова, С. В. Архипова [и др.] ; под ред. М. А. Лаврентьевой ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2023. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-8156-1607-3. – Текст : электронный. – URL: http://library.mordgpi.ru/ProtectedView/Book/ViewBook/2584 (номер гос. регистрации обязательного экз. электр. издания – 0322301737 от 24.05.2023 ФГУП НТЦ «Информрегистр»).

2023 – Организация учебной деятельности обучающихся по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия по подготовке к промежуточной аттестации : учебно-методическое пособие / авторы-составители И. В. Абрамова, С. В. Архипова, Е. В. Барцаева [и др.] ; под редакцией М. А. Лаврентьевой ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2023. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-8156-1609-7. – Текст : электронный. – URL: http://library.mordgpi.ru/ProtectedView/Book/ViewBook/2583 (номер гос. регистрации обязательного экз. электр. издания – 0322301736 от 24.05.2023 ФГУП НТЦ «Информрегистр»).

2023 – Организация учебной деятельности обучающихся по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия по подготовке к итоговой аттестации : учебно-методическое пособие / авторы-составители: И. В. Абрамова, С. В. Архипова, Е. В. Барцаева, О. В. Бобкова [и др.] ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2023. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-8156-1605-9. – Текст : электронный. – URL: http://library.mordgpi.ru/ProtectedView/Book/ViewBook/2582 (номер гос. регистрации обязательного экз. электр. издания – 0322301463 от 24.05.2023 ФГУП НТЦ «Информрегистр»).

2023 – Рябова, Н. В. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных регулятивных действий / Е. А. Котькина, Н. В. Рябова. – Текст : электронный // Гуманитарные науки и образование. – 2023. – № 3 (55). – С. 66–69 .

2023 – Рябова, Н. В. Формирование интонационной выразительности речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи // Н. В. Рябова, А. С. Конева. – Текст : электронный //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2023. ‒ №09/2. – С. 122‒124.

2024 – Рябова, Н. В. Универсальные учебные регулятивные действия обучащихся в структуре проектной деятельности / Е. А. Котькина, Н. В. Рябова // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 5 (1). – С. 231-235.

2024 – Рябова, Н. В. Развитие научных представлений  о средствах оценки образовательных результатов обучающихся / Н. В. Рябова, Е.А. Мартынова // Гуманитарные науки и образование. – 2024. – Т. 15, № 1 (57). – С. 54-59.

2024 – Рябова, Н. В. Демонстрационный экзамен как форма оценки  образовательных результатов обучающихся / Н. В. Рябова// Гуманитарные науки и образование. – 2024. – Т. 15, № 2 (58). – С. 58-64.

2024 – Рябова, Н. В. Самостоятельная работа обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование профиль Психология и педагогика инклюзивного образования: учебно-методическое пособие / авт.-составители И. В. Абрамова, С. В. Архипова [и др.] ; под ред. М. А. Лаврентьевой. – Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2024. – 88 с. – ISBN 978-5-8156-1763-6. – Текст : непосредственный.

2024 – Рябова, Н. В. Организация учебной деятельности обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование профиль Психология и педагогика инклюзивного образования по подготовке к промежуточной аттестации : учебно-методическое пособие / авторы-составители: И. В. Абрамова, С. В. Архипова, Е. В. Барцаева [и др.] ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2024. – 761 с. – ISBN 978-5-8156-1767-4. – Текст : непосредственный.

2024 – Рябова, Н. В. Организация учебной деятельности обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование профиль Психология и педагогика инклюзивного образования по подготовке к итоговой аттестации : учебно-методическое пособие / авторы-составители: И. В. Абрамова, С. В. Архипова, Е. В. Барцаева [и др.] ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2024. – 64 с. – ISBN 978-5-8156-1765-0. – Текст : непосредственный.

Трудовая деятельность

1988 год – 1991 год – ассистент кафедры олигофренопедагогики и логопедии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева;

1991 год – 1995 год – аспирант очной формы обучения Института коррекционной педагогики РАО;

1995 год – 1997 год – старший преподаватель кафедры олигофренопедагогики и частных методик Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева;

1997 год – 2000 год – доцент кафедры коррекционной педагогики Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева;

2000 год – 2004 год – заведующий кафедрой коррекционной педагогики Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева;

2004 год – 2009 год – докторант очной формы обучения Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева;

2009 год – по настоящее время – заведующий кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке педагогического работника (при наличии)

2020 – Диплом о профессиональной переподготовке № 133500000428 от 30 июня 2020 г., Психология и педагогика инклюзивного образования,  520 ч.,  Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева;

2022 – Удостоверение о повышении квалификации № 230000054019, 2022 г., «Внедрение единых подходов к психолого-педагогической и методической подготовке в программах педагогического бакалавриата», 36 ч., ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования министерства просвещения российской федерации»;

2022 – Удостоверение о повышении квалификации № 772417647678, 2022 г., «Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное дефектологическое образование»», 72 ч., ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»;

2023 – Удостоверение о повышении квалификации № 010684, 2023 г., «Коммуникации в образовании: профиль современного учителя», 36 ч., ООО «Учи.ру»;

2023 – Удостоверение о повышении квалификации № 330001254663, 2023 г.,  «Организационно-методическое сопровождение обучения по профилактике деструктивного поведения и употребления психоактивных веществ», 36 ч., ФГБОУ ВО  «Государственный университет просвещения»;

2023 – Удостоверение о повышении квалификации № 603520, 2023 г., «Сопровождение инклюзивного образования и содействия трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья»,  36 ч., Казанский национальный исследовательский технологический университет;

2023 – Удостоверение о повышении квалификации № 772420409472, 2023 г., «Модель подготовки педагогов-дефектологов, обеспечивающая единство содержания и структуры образовательных программ по профилям дефектологического образования («Ядро» Специального (дефектологического) образования)»,  72 ч., ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»;

2024 – Удостоверение о повышении квалификации № 2024004966, 2024 г., «Навигация и консультирование родителей (законных представителей), а также лиц, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей»,  72 ч., ФГБ НУ «Институт коррекционной педагогики»;

2024 – Удостоверение о повышении квалификации № 133103876989, 2024 г., «Охрана труда и оказание первой помощи»,  16 ч., Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева;

2024 – Удостоверение о повышении квалификации № 24 178736, 2024 г., «Проектирование и организация инклюзивного образования»,  16 ч., Московский государственный педагогический университет.

Наименование направления подготовки и (или) специальности педагогического работника

Специальность «Дефектология» (олигофренопедагогика) с дополнительной специальностью «Логопедия» 


Контактная информация:

Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А

Приемная ректора :
8(8342) 33-92-50

Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
8(8342) 33-92-81

Приемная комиссия :
 Email : prcom@mordgpi.ru
8(8342) 33-92-58
8(8342) 33-93-90

ОТДЕЛ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
 Email : general@mordgpi.ru

© Мордовский Государственный Педагогический Университет имени М.Е. Евсевьева