-
First slide

Маркинов Иван Федорович


  • Факультеты / Естественно-технологический факультет / Кафедра биологии, географии и методик обучения
Должность: доцент
Учёная степень: доктор педагогических наук
Общий стаж работы (лет): 19
Стаж работы по специальности (лет): 2

Квалификация:

  • Учитель биологии и химии
Преподаваемые дисциплины

Методика обучения биологии

Современные средства оценивания результатов обучения в предметной области

Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья

Теория и практика экологического образования

Биогеография

Награды
            
Участие в грантах и проектах
            
Научно-методические труды

2020 – Маркинов, И. Ф. Технология формирования у обучающихся умения объяснять биологический материал для достижения метапредметных результатов / И. Ф. Маркинов М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, М. А. Немойкина // Современные наукоемкие технологии : науч. журнал. – 2020. – № 11 (2). – С. 437 – 442.

2020 – Маркинов, И. Ф. Методика обучения биологии : учеб. пособие / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, А. И. Киселева, А. Д. Андреева. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2020. – 234 с.

2021 – Маркинов, И. Ф. К вопросу о методологическом обосновании реализации интерпретации в общем биологическом образовании / И. Ф. Маркинов, А. И. Киселева // Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования в условиях современных вызовов : сб. статей XIX Междунар. науч.-практ. конф. (09 – 11 нояб. 2021 г., Санкт-Петербург) ; под ред. проф. Н. Д. Андреевой. – Вып. 19. – Санкт-Петербург : РГПУ, 2021. – С. 106 – 109.

2021 – Маркинов, И. Ф. Потенциал объяснения для достижения метапредметных результатов при обучении биологии в школе / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова // Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования в условиях современных вызовов : сб. статей XIX Междунар. науч.-практ. конф. (09 – 11 нояб. 2021 г., Санкт-Петербург) ; под ред. проф. Н. Д. Андреевой. – Вып. 19. – Санкт-Петербург : РГПУ, 2021. – С. 25 – 28.

2021 – Маркинов, И. Ф. Анализ как метод обучения школьников интерпретации биологического материала / И. Ф. Маркинов // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта : РИО ГПА, 2021. – Вып. 72. – Ч. 1. – С. 196 – 198.

2021 – Маркинов, И. Ф. Объяснение как инструмент реализации научной интерпретации при обучении биологии в школе / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев // Биология в школе. – 2021. – № 6. – С. 25 – 32.

2021 – Маркинов, И. Ф. Понимание как инструмент реализации научной интерпретации при обучении биологии в школе / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев // Биология в школе. – 2021. – № 5. – С. 39 – 47.

2021 – Маркинов, И. Ф. Причинное объяснение как средство интерпретации учебного материала в школьной биологии / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта : РИО ГПА, 2021. – Вып. 72. – Ч. 2. – С. 150 – 153.

2021 – Маркинов, И. Ф. Содержание учебного материала при реализации интерпретации в обучении биологии на уровне основного общего образования / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта : РИО ГПА, 2021. – Вып. 72. – Ч. 4. – С. 218 – 220.

2021 – Маркинов, И. Ф. Теоретические представления об интерпретации для ее применения в общем биологическом образовании / И. Ф. Маркинов // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта : РИО ГПА, 2021. – Вып. 72. – Ч. 2. – С. 148 – 150.

2021 – Маркинов, И. Ф. Технология формирования интерпретационных действий обучающихся при познании объектов живой природы / И. Ф. Маркинов // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта : РИО ГПА, 2021. – Вып. 72. – Ч. 4. – С. 214 – 217.

2021 – Маркинов, И. Ф. Характеристика методологических основ реализации интерпретации в общем биологическом образовании / И. Ф. Маркинов // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта : РИО ГПА, 2021. – Вып. 72. – Ч. 2. – С. 153 – 155.

2021 – Маркинов, И. Ф. Характеристика уроков биологии по использованию интерпретации как метода познания живых объектов / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта : РИО ГПА, 2021. – Вып. 71. – Ч. 4. – С. 220 – 223.

2021 – Маркинов, И. Ф. Целеполагание при использовании интерпретации как теоретического метода и логической процедуры познания в школьной биологии / И. Ф. Маркинов // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта : РИО ГПА, 2021. – Вып. 72. – Ч. 3. – С. 235 – 237.

2022 – Маркинов, И. Ф. У истоков методики преподавания биологии / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова // Образовательные системы и среды : историко-педагогический дискурс в начале XXI века : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. – XXХV сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (13 – 15 окт. 2022 г., Вологда). – Вологда, 2022. – С. 73 – 76.

2022 – Маркинов, И. Ф. Представление об универсальных учебных действиях как инвариантном компоненте современного процесса обучения биологии / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова // Теория и практика формирования логических универсальных учебных действий при обучении биологии в школе : монография ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2022. – С. 6 – 22.

2022 – Маркинов, И. Ф. Теоретические и прикладные основы формирования учебного действия установления причинных связей при изучении общей биологии : 9 – 11 классы / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев // Теория и практика формирования логических универсальных учебных действий при обучении биологии в школе : монография ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2022. – С. 98 – 121.

2022 – Маркинов, И. Ф. Теоретические и прикладные основы реализации интерпретации как метода и процедуры познания в обучении биологии : 5 – 9 классы / И. Ф. Маркинов // Теория и практика формирования логических универсальных учебных действий при обучении биологии в школе : монография ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2022. – С. 122 – 141.

2022 – Маркинов, И. Ф. К проблеме разработки методики формирования естественно-научной грамотности обучающихся при изучении биологии в школе / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, Р. В. Осинин // Гуманитарные науки и образование. – 2022. – № 4. – С. 107 – 115.

2022 – Маркинов, И. Ф. Программа изучения нервной системы животных во внеурочной познавательной деятельности обучающихся / И. Ф. Маркинов, М. А Якунчев, Н. Г. Семенова, С. Ю. Божайкина // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 6. – С. 188 – 195.

2022 – Маркинов, И. Ф. Проектирование индивидуальной траектории обучения для углубленного познания старшеклассниками содержания учебного материала / И. Ф. Маркинов, М. А Якунчев, Н. Г. Семенова, В. В. Илюнина // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 7. – С. 204 – 210.

2022 – Маркинов, И. Ф. Содержание метапредметных знаний при изучении биологии на уровне среднего общего образования [Электронный ресурс] / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, Р. В. Осинин // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. – Режим доступа : https://science-education.ru/article/view?id=31639.

2022 – Маркинов, И. Ф. Структура и содержание диагностических заданий в контексте формирования функциональной грамотности обучающихся / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2022. – № 3. – С. 122 – 128.

2022 – Маркинов, И. Ф. Технологическая карта учебного занятия как средство реализации интерпретации в обучении биологии / И. Ф. Маркинов // Биология в школе. – 2022. – № 1. – С. 29 – 39.

2022 – Маркинов, И. Ф. Технология проектирования индивидуальной траектории обучения [Электронный ресурс] / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. – Режим доступа : https://science-education.ru/ru/article/view?id=32043.

2022 – Маркинов, И. Ф. Ботаника и зоология : познаем живую природу : для обучающихся 11 – 14 лет : доп. образоват. программа / И. Ф. Маркинов, Г. К. Хрулина. – Рузаевка : Лицей, 2022. – 39 с.

2022 –  Маркинов, И. Ф. К проблеме разработки методики формирования естественнонаучной грамотности обучающихся при изучении биологии в школе / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, Р. В. Осинин // Гуманитарные науки и образование. – 2022. – № 4 – С. 107–115.

2022 –  Маркинов, И. Ф. Содержание метапредметных знаний при изучении биологии на уровне среднего общего образования [Электронный ресурс] / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, Р. В. Осинин // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2 ; URL : https://science-education.ru/article/view?id=31639.

2023 –  Маркинов, И. Ф. Виды самостоятельных работ по зоологии [Электронный ресурс] / И. Ф. Маркинов, С. Машарипова // Актуальные проблемы естественно-технологического образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «59-е Евсевьевские чтения» (г. Саранск, 20–21 апреля 2023 года) / редколлегия : М. В. Антонова, М. В. Лабутина, Е. Н. Потапкин, Н. Г. Семенова ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2023. – С. 104–108. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-8156-1671-4.

2023 –  Маркинов, И. Ф. Гносеологические ориентиры общего образования по биологии / И. Ф. Маркинов, Ю. Ф. Капустина // Актуальные проблемы естественно-технологического образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «59-е Евсевьевские чтения» (г. Саранск, 20–21 апреля 2023 года) / редколлегия : М. В. Антонова, М. В. Лабутина, Е. Н. Потапкин, Н. Г. Семенова ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2023. – С. 97–103. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-8156-1671-4.

2023 –  Маркинов, И. Ф. Дизайн вводного урока изучения эволюционного материала для формирования у обучающихся биологической картины мира / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта : РИО ГПА, 2023. – Вып. 80. – Ч. 2. – С. 289–301.

2023 –  Маркинов, И. Ф. Обобщение как средство активизации познавательной деятельности в предметной подготовке обучающихся / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова // Гуманитарные науки и образование. – 2023. – № 3. – С. 106–113.

2023 –  Маркинов, И. Ф. Обобщение опыта использования индивидуально-групповой формы организации учебной деятельности обучающихся при изучении кровеносной системы человека / И. Ф. Маркинов, А. В. Ильичева // Современный педагог и наставник : электронный сборник статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной Году педагога и наставника (г. Чебоксары, 25 октября 2023 года). – Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2023. – С. 343–347. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=59404602&pff=1.

2023 –  Маркинов, И. Ф. Потенциал использования лабораторных работ по биологии в формировании исследовательских умений у обучающихся / И. Ф. Маркинов, Ю. Ф. Капустина, Е. А. Федорова // Актуальные проблемы естественно-технологического образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «59-е Евсевьевские чтения» (г. Саранск, 20–21 апреля 2023 года) / редколлегия : М. В. Антонова, М. В. Лабутина, Е. Н. Потапкин, Н. Г. Семенова ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2023. – С. 151–157. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-8156-1671-4.

2023 –  Маркинов, И. Ф. Потенциал учебного материала о биологической картине мира в формировании естественнонаучной грамотности обучающихся / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, Р. В. Осинин // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 8. – С. 169–175.

2023 –  Маркинов, И. Ф. Практико-ориентированные задания как средство оценивания результатов подготовки обучающихся / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 9. – С. 172–179.

2023 –  Маркинов, И. Ф. Практико-ориентированные задания как средство формирования профессиональных компетенций у будущего учителя в педагогическом вузе / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 5. – С. 64–75.

2023 –  Маркинов, И. Ф. Практико-ориентированные задания по дисциплине «Методика обучения биологии» : методические рекомендации / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова [и др.] ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2023. – 107 с. – ISBN 978-5-8156-1251-8.

2023 –  Маркинов, И. Ф. Процедурные знания как обязательный компонент содержания биологического образования / И. Ф. Маркинов, Е. В. Суродина // Актуальные проблемы биологии, химии, географии и технологии : материалы II Всероссийской молодежной научной конференции (с элементами научной школы) (г. Саранск, 23 ноября 2023 г.) / редколлегия : Н. А. Дуденкова (отв. ред.), М. В. Лабутина, О. А. Ляпина [и др.] ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2023. – С. 176–181. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-8156-1712-4.

2023 –  Маркинов, И. Ф. Результаты опытно-экспериментальной работы по обучению интерпретации в курсе школьной биологии / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта : РИО ГПА, 2023. – Вып. 80. – Ч. 2. – С. 204–207.

2023 –  Маркинов, И. Ф. Теория и практика обучения интерпретации в систематическом курсе биологии : монография / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, Ю. Ф. Капустина ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2023. – 248 с. – ISBN 978-5-8156-1707-0.

2023 –  Маркинов, И. Ф. Учебные задания как средство формирования опыта творческой деятельности в предметной подготовке старшеклассников [Электронный ресурс] / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, Ю. Д. Акимова // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 7. – С. 232–239 ; URL : https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39722.

2023 –  Маркинов, И. Ф. Формирование исследовательских умений в предметной подготовке обучающихся общеобразовательной школы / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова // Теоретические и прикладные аспекты естественно-научного и технологического образования : монография / М. В. Агутина, Т. И. Аниськина, Е. А. Арюкова [и др.] ; под редакцией Е. А. Арюковой ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2023. – С. 101–117. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-8156-1724-7.

2023 –  Маркинов, И. Ф. Формирование исследовательских умений у обучающихся при изучении раздела «Человек» [Электронный ресурс] / И. Ф. Маркинов, С. Машарипова // Актуальные проблемы естественно-технологического образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «59-е Евсевьевские чтения» (г. Саранск, 20–21 апреля 2023 года) / редколлегия : М. В. Антонова, М. В. Лабутина, Е. Н. Потапкин, Н. Г. Семенова ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2023. – С. 109–112. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-8156-1671-4.

2023 –  Маркинов, И. Ф. Результаты подготовки обучающихся общеобразовательной школы к интерпретации учебного материала по биологии / И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, Ю. Ф. Капустина // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 5. – С. 43–52.

2024 –  Маркинов, И. Ф. Характеристика компонентов методики обучения интерпретации в биологической подготовке обучающихся общеобразовательных организаций [Электронный ресурс]/ И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев, Н. Г. Семенова, Ю. Ф. Каменева // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 1 ; URL : https://science-education.ru/article/view?id=33187.

Трудовая деятельность

2023 год – по настоящее время – доцент кафедры биологии, географии и методик обучения Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке педагогического работника (при наличии)

2023 – Удостоверение о повышении квалификации; ПК № 603497 от 14.10.2023 г., Сопровождение инклюзивного образования и содействие трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья, 36 ч.; Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Казанский научно-исследовательский технический университет»;

2023 – Удостоверение о повышении квалификации; № 782400089090 от 20.11.2023 г., Инновационные и цифровые технологии в образовании; 72 ч.; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

2024 - удостоверение о повышении квалификации № 133103876943 от 26.02.2024 г., Охрана труда в образовательной организации и правила оказания первой помощи, 16 ч., Саранск, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева».

Наименование направления подготовки и (или) специальности педагогического работника

Специальность «Биология» с дополнительной специальностью «Химия»


Контактная информация:

Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А

Приемная ректора :
8(8342) 33-92-50

Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
8(8342) 33-92-81

Приемная комиссия :
 Email : prcom@mordgpi.ru
8(8342) 33-92-58
8(8342) 33-93-90

ОТДЕЛ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
 Email : general@mordgpi.ru

© Мордовский Государственный Педагогический Университет имени М.Е. Евсевьева