В МИА «Россия сегодня» прошло подведение итогов Всероссийской просветительской онлайн-экспедиции «Моя страна – моя Россия», инициированной Ассоциацией выпускников конкурса «Моя страна – моя Россия» – одного из проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». Проект реализован при поддержке Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН России). Одним из лучших признано онлайн-занятие о Республике Мордовия.
Экспедиция прошла в формате открытых онлайн-занятий о культуре, традициях, национальных и исторических особенностях регионов России, которые провели лекторы из 85 субъектов страны, отобранные на основе конкурса. Трансляция онлайн-занятий проходила в сообществе Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» ВКонтакте www.vk.com/m_s_m_r.
В подведении итогов Всероссийской просветительской онлайн-экспедиции «Моя страна – моя Россия» приняли участие организаторы и партнеры проекта, которые обсудили его итоги и дальнейшие планы развития, а также члены Ассоциации выпускников конкурса «Моя страна – моя Россия» и лучшие лекторы Экспедиции, которые поделились своими впечатлениями и опытом участия в интерактивном путешествии.
Онлайн-занятие о Мордовии в рамках Всероссийской просветительской онлайн-экспедиции «Моя страна – моя Россия» провела ректор Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева Марина Антонова. Онлайн-занятие и сегодня можно посмотреть в сообществе конкурса «Моя страна – моя Россия» ВКонтакте.
Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева является опорной площадкой проведения номинации «Мой родной язык» в XVII сезоне Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия».
На пресс-конференции Марина Антонова рассказала о ценности материалов проекта в образовательной среде: «Мы, как педагогический университет, изучили весь материал экспедиции и планируем его использовать в образовательном процессе. Созданные в рамках проекта треки о каждом регионе России можно смотреть с детьми и их родителями, со школьниками, со студентами организаций среднего профессионального и высшего образования. Проект выполняет не только образовательную функцию, но и способствует воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию, раскрытию творческого и созидательного потенциала молодежи».
Генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров рассказал: «Всероссийская просветительская онлайн-экспедиция «Моя страна – моя Россия была общедоступной, проходила с 24 сентября по 1 ноября и объединила более 200 тысяч участников из всех без исключения регионов России. Свои авторские онлайн-уроки провели молодые историки, педагоги-новаторы, специалисты сферы государственной национальной политики, отобранные на основе Конкурса-смотра материалов лекций. Большая часть лекторов – педагоги. Важно, что сегодня учителя не ограничиваются проведением занятий в рамках классической образовательной программы, а ищут пути дополнительного развития школьников и студентов».
Заместитель Руководителя Федерального агентства по делам национальностей Михаил Ипатов поприветствовал участников пресс-конференции от имени Руководителя Федерального агентства по делам национальностей Игоря Баринова и отметил: «Одним из направлений реализации государственной национальной политики является сохранение и преумножение духовного и культурного наследия народов России, укрепление их вклада в развитие нашей государственности. Особенно ценно, когда поддержка национальной политики происходит через гражданские инициативы. Именно таким примером стала Всероссийская просветительская онлайн-экспедиция «Моя страна – моя Россия». Федеральное агентство по делам национальностей готово и впредь поддерживать столь значимые инициативы, направленные на укрепление общероссийской гражданской идентичности».
Руководитель Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия», проректор РГГУ Лариса Пастухова рассказала о том, как зародилась идея проекта: «Еще год назад выпускники конкурса «Моя страна – моя Россия» разработали проект Педагогической экспедиции, чтобы в живом формате проехать от Дальнего Востока до Крыма и посетить удаленные сельские школы с лекциями от молодых ученых, успешных предпринимателей и педагогов-новаторов. Нынешний год внес коррективы в наши планы, и проект обрел онлайн-формат, чему сегодня мы, однозначно, рады. Уже на этапе конкурсного отбора материалов лекций мы увидели большой интерес, потребность жителей страны делиться не только историко-культурным наследием малой Родины, но и авторским педагогическим опытом. На конкурс было подано 1190 заявок – уникальных методических практик от жителей России, в большей части педагогов, на междисциплинарном стыке рассказывающих об особенностях нашей страны. По итогам проекта, благодаря взаимодействию членов Ассоциации выпускников конкурса и наших лекторов, сформировалась уникальная образовательная методическая база, состоящая из 85 авторских просветительских уроков о каждом регионе России».
Лариса Пастухова также добавила, что среди лекторов проекта были выделены авторы лучших онлайн-занятий, которые будут отмечены благодарственными письмами специальными призами от Российского исторического общества и памятными призами Всероссийской просветительской онлайн-экспедиции «Моя страна – моя Россия».
Председатель Правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский выделил историческую составляющую проекта, отметив, что «в Год памяти и славы особый акцент в лекциях был сделан на историю войны, историю Победы. Внимание проекта к российской истории и ее популяризации полностью отвечает задачам и Российского исторического общества, и фонда «История Отечества». Вся наша деятельность направлена на популяризацию настоящего исторического знания, в связи с чем хотел бы сделать особый акцент на работе организаторов проекта, которые внимательно следили, акцентировали своё внимание на том, чтобы материалы лекции соответствовали качественному научному знанию. Уверен, такую работу необходимо продолжать, в свою очередь Российское историческое общество и фонд «История Отечества» готовы продолжить поддержку данной инициативы».
Конкурс «Моя страна – моя Россия» реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».
Информационная справка:
Автономная некоммерческая организация (АНО) «Россия – страна возможностей» была создана по инициативе Президента РФ Владимира Путина. Ключевые цели организации: создание условий для повышения социальной мобильности, обеспечения личностной и профессиональной самореализации граждан, а также создание эффективных социальных лифтов в России. Наблюдательный совет АНО «Россия – страна возможностей» возглавляет Президент РФ Владимир Путин.
АНО «Россия – страна возможностей» развивает одноименную платформу, объединяющую 26 проектов: конкурс управленцев «Лидеры России», конкурс «Лидеры России. Политика», студенческая олимпиада «Я – профессионал», международный конкурс «Мой первый бизнес», всероссийский конкурс «Большая перемена», всероссийский проект «Время карьеры», всероссийский конкурс «Доброволец России», проект «ТопБЛОГ», проект «Профстажировки 2.0», проект «Культурный код», фестиваль «Российская студенческая весна», всероссийский конкурс «Мастера гостеприимства», «Грантовый конкурс молодежных инициатив», конкурс «Цифровой прорыв», профессиональный конкурс «Учитель будущего», портал Бизнес-навигатора МСП, конкурс «Лучший социальный проект года», всероссийский проект «РДШ – Территория самоуправления», соревнования по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», всероссийский молодежный кубок по менеджменту «Управляй!», Российская национальная премия «Студент года», движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), благотворительный проект «Мечтай со мной», всероссийский конкурс «Лига вожатых», конкурс «Моя страна – моя Россия», международный инженерный чемпионат «CASE-IN» и «Олимпиада Кружкового движения НТИ.Junior».
В рамках деятельности АНО «Россия – страна возможностей» в феврале 2019 года создан образовательный центр – Мастерская управления «Сенеж». Он призван формировать генерацию активных граждан, в том числе компетентных государственных служащих, прошедших современную профессиональную подготовку и объединенных ценностью ответственного служения стране и обществу.
«Моя страна – моя Россия» – всероссийский конкурс для молодых людей, неравнодушных к жизни родного города, села или поселка и готовых предложить идеи и проекты для развития своего региона.
10.11.2020
В октябре в городе Екатеринбург, несмотря на все сложности с эпидемиологической ситуации, состоялась VII Всероссийская Универсиада по легкой атлетике. От Мордовского государственного педагогического университета в ней приняли участие студенты факультета физической культуры, которые показали высокие спортивные результаты.
Так, золотую медаль в соревнованиях по спортивной ходьбе на дистанции 5 км завоевала Рейхан Каграманова – студентка 1 курса магистратуры «Профессиональное управление в отрасли физической культуры и спорта».
Бронзовой призеркой в той же дистанции стала студентка 1 курса бакалавриата профиля подготовки «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» Дарья Голубечкова.
Команда МГПУ занял 4-е место в соревнованиях по теннису.
В итоге по результатам командного первенства Мордовский государственный педагогический университета на Универсиаде вошел в десятку лучших вузов!
МГПУ желает победителям и призерам – будущим учителям и тренерам – не останавливаться на достигнутом, а двигаться только вперед, к новым спортивным вершинам!
12.10.2020
– Марина Владимировна, сейчас многие интервью с руководителями образовательных организаций начинаются с вопроса о том, как они пережили дистант. Давайте продолжим эту традицию.
– Давайте. Ситуация с коронавирусом не могла не отразиться на жизни вуза в целом. Безусловно, возникали особые моменты, которые были связаны с жизнедеятельностью университета, с принятием оперативных решений, реагированием на поставленные задачи от руководителей как федеральных, так и региональных органов власти. Нужно учитывать, что мы впервые столкнулись с мировой самоизоляцией и с тем, что основной образовательный процесс перешел в дистанционный формат. По сути, пришлось работать 24 часа 7 дней в неделю. Но в то же время нельзя забывать о том, что дистантом все вузы уже давно пользуются, знают и применяют эти технологии, и наш университет не исключение. Однако подчеркну, что для нас как для педагогического вуза крайне важно, чтобы все внутренние процессы – от научных исследований до системы воспитания – проходили в очном формате.
– Почему это важно?
– Мы готовим учителей, наши выпускники будут работать с детьми, и я убеждена, что, как бы хорошо и педагоги, и ученики ни владели компьютерными технологиями, детям необходимо быть в живом контакте с учителем. У нас сегодня достаточно широкое информационное поле, мы много читаем и перед собой ежедневно имеем три экрана – телевизор, ноутбук и телефон. Что и говорить, перед нами огромный информационный выбор, но как научиться пользоваться той информацией, которая поступает? Кто сможет научить этому, кто даст ориентиры, кто укажет на ценности, которые сформированы в педагогическом и гражданском обществе такими мэтрами, как Лев Выготский, Константин Ушинский, Антон Макаренко и др.? Конечно, педагог. Сегодня школы неплохо оснащены техникой, различным оборудованием, но без живого общения, контакта ученика с учителем не получится сделать так, чтобы ребенок захотел прийти в школу, захотел изучать предмет.
Ведь очень часто школьник начинает открывать, любить предмет, потому что предмет любит сам учитель, увлечен им и умеет передавать свой восторг другим. Педагог сам должен быть интересен детям, быть личностью, уметь нестандартно проводить уроки. Мы бы хотели, чтобы из нашего вуза выходили такие ребята, а чтобы они такими выходили, мы считаем, нужны не только серьезные лекции, тренинги, мастер-классы, но и жизнь в особой атмосфере – атмосфере педагогического вуза, когда он является центром творческого и плодотворного общения и когда образовательный процесс в нем направлен не только на то, чтобы дать знания и умения, но и чтобы сформировать такие нравственные ценности, как доброта, порядочность, ответственность.
В процессе обучения студентов мы задействуем разные технологии, которые требуют живого контакта. Например, у нас реализуется проект «Студенческий театр». Мы подошли к вопросу очень серьезно, взяли на работу молодых и талантливых режиссеров, провели кастинг среди студентов. Хотя даже те, кто не прошел кастинг, все равно могут посещать занятия по сценическому движению, сценической речи, актерскому мастерству. Это очень интересная задумка, и студенты, которые стали заниматься в театре, преобразились. Начали больше читать, размышлять, стали свободнее, открытее, почувствовали себя артистами, и это замечательно, потому что каждый педагог – это и актер, и режиссер. Он, как любая творческая личность, создает свой авторский урок.
– Марина Владимировна, когда вы стали руководителем педагогического университета, а это произошло относительно недавно, на что обратили внимание? Что нужно было, на ваш взгляд, изменить в первую очередь?
– Первоочередным шагом мне виделось изменение образовательного пространства. От этого многое зависит. На мой взгляд, сегодня важно создать среду, способную наиболее эффективно поддерживать компетенции студентов – учителей будущего, мотивирующую студента, формирующую пространство, в котором интересно учиться. Мы создаем в университете коворкинг-зоны, чтобы студенты могли общаться. Хотим обыграть все свободные пространства так, чтобы в них было комфортно находиться, заниматься, пользоваться книгами, интерактивными экранами. Мы убеждены, что в университете должны быть просторные классы, современное оборудование, хорошая материально-техническая база. Наши выпускники придут работать в школы, многие из которых прекрасно оснащены, и с этим новым оборудованием, с новыми технологиями студентов нужно знакомить. Мы стараемся создавать площадки, где студенты могут заниматься стартапами, проектами, исследованиями, репетировать и тренироваться. Это иное видение вузовской жизни, где главный акцент на студенте. Студент – ядро жизни вуза, и все здесь должно быть для студента. Между прочим, все дизайнерские решения мы придумываем сами, в том числе привлекая студентов. Это воспитание культуры, эстетического вкуса. Когда человек вращается в подобной среде, есть надежда, что он в хорошем смысле слова заражается культурой.
– И как, получается?
– Представьте, да. Видно, что нашим студентам нравится в стенах университета, они себя комфортно чувствуют, общаются; если видят что-то оригинальное, например лавочки, обитые искусственной травой, то сразу все фотографируются на них. Им нравится, что это модно, современно. Многие признаются, что чувствуют себя в вузе как дома.
– А когда они, такие эстетически воспитанные, пойдут в школу, которая достаточно консервативна…
– …то ничего страшного не произойдет, наоборот, только в противоречиях можно обнаружить проблеск истины. Не может быть так, чтобы все смотрели в одном направлении. Обязательно находятся те, кто задает много вопросов, в том числе непростых. Мне понравилось одно интервью Николая Цискаридзе, в котором он упоминал о том, что педагог готовил его к Большому театру не только в плане мастерства, но и эмоционально. Мы также должны готовить студентов к борьбе за свои идеи, за их реализацию. Вся жизнь состоит из этого. Но для того чтобы побеждать, нужны знания, нужно быть специалистом и профессионалом. Хочешь быть победителем, работай над собой, и твоя работа – это приобретение компетенций, навыков и умение их применять.
Я давно поняла, что лучший способ подготовить студента к сложностям настоящей жизни в целом – проектная работа в команде. Выпускников педагогического университета насчитывается не одна тысяча. Со многими мы переписываемся, и они активные члены Ассоциации выпускников. Они многого достигли и стали удивительными людьми. Владимир Ильич Василькин – управляющий Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия, окончил физико-математический факультет; выпускница факультета педагогического и художественного образования Оксана Владимировна Шуляпова – заместитель директора Департамента по социальной политике администрации городского округа Саранск – начальник Управления образования; Галина Николаевна Илюшова- заместитель директора по воспитательной работе Республиканского лицея для одаренных детей – окончила факультет психологии и дефектологии; выпускник факультета иностранных языков Евгений Владимирович Плисов- заведующий кафедрой теории и практики иностранных языков и лингводидактики Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, доктор филологических наук, профессор; Ирина Александровна Бачкова, директор Лицея Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева – выпускница физико – математического факультета.
Еще одна большая ошибка – мы учим детей уделять внимание лишь самим себе и своим результатам: «Ты должен учиться на «отлично», поступить в лучший вуз, найти хорошую работу». В итоге у них редко остается время подумать, как можно помочь остальным. Доброта и благодарность уходят на второй план, хотя ученые доказали: именно эти качества позволяют человеку быть счастливым.
– Профессия учителя популярна в регионе?
– Педагогическое образование востребовано современной молодежью. В 2020 году для обучения на бюджетной основе в институт поступили 1114 студентов на уровень высшего образования, из которых 647 – на очную форму обучения, 39 – на очно-заочную, 428 – на заочную форму обучения, 125 студентов – на уровень среднего профессионального образования. Благодаря инициативе Президента Российской Федерации В.В.Путина региональным вузам уделяется пристальное внимание: контрольные цифры приема абитуриентов в 2020 году увеличены на 152 бюджетных места по сравнению с 2019 годом. Выполняя постановочные задачи главы Республики Мордовия В.Д.Волкова, дополнительные места распределены с целью удовлетворения потребности региона в учителях математики, информатики и иностранных языков.
– Существует ли проблема оттока молодых специалистов в крупные города?
– Наш вуз расположен в столице региона – городе Саранске, который уже несколько лет подряд признается самым благоустроенным городом в России. В рамках чемпионата мира по футболу-2018 мы заявили о себе и стали одной из самых гостеприимных площадок. Сегодня Саранск и Республика Мордовия становятся туристической точкой на карте мира. Так что есть куда развиваться, и, что важно, сейчас очень много ребят хотят работать в своей школе. Кто-то, уехав, потом возвращается и приходит в школы региона. Дистант показал, что если есть желание послушать маститых лекторов, то это можно делать дистанционно, не обязательно ехать в Москву. Для системы образования это плюс. И это позволяет оставаться в регионе талантливым ребятам.
– Марина Владимировна, вы автор интересных проектов, посвященных национальной мордовской азбуке, знакомству детей с профессиями. Как успеваете?
– Это невероятно сложно – найти время. Сейчас каждый руководитель решает много хозяйственных вопросов, и на творчество практически не остается времени, но если есть мысль или идея, то они всегда найдут выход. Поэтому у нас много проектов в перспективе, которые мы планируем реализовывать и на площадке нашего вуза, и на площадках других организаций, со студентами, с социальными партнерами, с другими педагогическими университетами. Сегодня педагогические вузы являются центрами науки и практики, культуры и искусства. Мы стараемся развивать в наших студентах креативное мышление. Научить ему нельзя, но, мне кажется, креативность формируют та среда, в которой находится человек, люди, с которыми он общается. Поэтому важно, чтобы учитель был творческим человеком. Ведь если творческий ребенок встречается с нетворческим учителем – это катастрофа. Некреативный учитель хочет всех усреднить, уравнять, в его логике инициатив должно быть меньше, но тут я согласна с Александром Асмоловым: каждый ребенок чем-то увлечен. Нет неодаренных детей. Задача педагога – разглядеть это креативное зерно в каждом, помочь развить его, поддержать ребенка, вовлечь. В этом случае мы опять возвращаемся к личности учителя, без его творческого задора ничего не получится.
– Вы сказали, что креативности нельзя научить…
– Я понимаю подтекст. Конечно, к нам ребята приходят уже сформировавшимися, и не всегда в ком-то из них творческое начало ярко проявляется. Мы пытаемся помочь им раскрыться через проектно-исследовательскую деятельность, учим работать в команде, включаем в социальные, научные, образовательные проекты. Стараемся работать с каждым студентом индивидуально через разные активности. И потом многое зависит от наставника-преподавателя, который увидит студента, вовлечет его в проектную деятельность. В нашем университете это системная работа. В то же время хочу напомнить, что студенчество – это пора максимализма, когда хочется перевернуть весь мир. Подавляющее большинство наших студентов – это потрясающе творческие личности. Они заряжают энергией всех вокруг, в том числе и нас, и это здорово!
30 июня 1962 года было принято постановление Совета министров РСФСР «Об открытии в г. Саранске Мордовского государственного педагогического института». На момент основания в структуре института было три факультета – филологический, естествознания, физико-математический.
На современном этапе МГПУ имени М.Е.Евсевьева является признанным лидером педагогического образования региона.
В вузе обучаются более 6 тысяч студентов. Осуществляется подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации по 10 отраслям науки, действуют 2 совета по защите докторских и кандидатских диссертаций.
1 сентября Мордовский государственный педагогический университет открыл двери для студентов, аспирантов, преподавателей и ветеранов педагогического труда.
Тревоги и волнения приемной кампании- 2020, проходящей в непростых условиях дистанта, остались позади, и первокурсники очной формы обучения, а это 575 студентов уровня бакалавриат, 72 студента-магистранта и 125 студентов факультета среднего профессионального образования впервые вошли в вуз.
День знаний для первокурсников состоялся в очном режиме в формате часа куратора, состоящего из двух блоков.
В рамках воспитательного блока состоялись «Урок патриотизма», посвященный празднованию Года памяти и славы в Российской Федерации, и «Урок здоровья» с целью формирования культуры здоровьесбережения у студентов в период эпидемии.
Образовательный блок включил в себя знакомство с электронной информационной образовательной средой университета и электронными библиотечными системами, получение логина и пароля для входа в личный кабинет для организации обучения в дистанционном формате.
Студенты старших курсов на большой перемене приняли участие в мероприятии «День знаний он-лайн».
Ректор университета Марина Антонова поздравила студентов с началом нового учебного года, пожелав им здоровья, креативных идей, огромного багажа знаний, уверенности в выбранном пути, быть лидерами изменений и надежными друзьями.
В жизни евсевьевцев произошло знаковое событие: приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 августа 2020 года Мордовскому государственному педагогическому институту присвоен статус университета.
За плечами вуза – десятилетия педагогического служения стране и обществу, огромный и, безусловно, ценнейший опыт работы.
С исторической точки зрения Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева – вуз молодой. Тем не менее, несколько десятилетий его становления неразрывно связаны с советской эпохой, уже ставшей историей нашей страны.
30 июня 1962 г. было принято постановление Совета министров РСФСР «Об открытии в г. Саранске Мордовского государственного педагогического института», а 25 июля того же года – аналогичное постановление Совета министров МАССР.
Вновь образованному институту правительство республики передало ряд зданий с баланса Саранского городского совета депутатов трудящихся – например, комплекс школы-интерната № 2. План приема студентов на первый курс института был определен в количестве 250 человек. При этом Совет министров МАССР предложил обратить особое внимание на прием абитуриентов из сельской местности.
На момент основания в структуре института были три факультета – филологический, естествознания, физико-математический.
В 1972 г. МГПИ было присвоено имя мордовского просветителя Макара Евсевьевича Евсевьева.
Так было положено начало новому вузу, ставшему более чем на полвека «кузницей» педагогических кадров не только для Мордовии, но и для всей страны.
В 1962–1972 гг. происходит становление Мордовского государственного педагогического института, создание его материальной базы, формирования преподавательского состава, создание корпоративных традиций.
1972–1992 гг. для МГПИ стали периодом расширения номенклатуры специальностей, увеличения перечня факультетов, формирования научно-педагогических школ, открытия аспирантур и, параллельно, строительства учебных корпусов и общежитий.
В постсоветский период Мордовский государственный педагогический институт, как и все российские вузы, оказался в сложных условиях перехода к рыночной экономике и новым общественно-политическим и социокультурным реалиям. Тем не менее, продолжалось развитие его материально-технической базы, в том числе компьютеризация учебно-образовательного процесса, открытие новых факультетов, расширение аспирантуры и открытие докторантуры.
На современном этапе Мордовский государственный педагогический университет является признанным лидером педагогического образования региона. Вводятся новые профили профессиональной подготовки, программы дополнительного образования, совершенствуется система управления качеством образования, расширяются научные и образовательные контакты, растет авторитет научных достижений вуза и востребованность учебно-методических наработок образовательной практикой.
Вуз прошел огромный путь и превратился в передовой научно-образовательный кластер педагогической науки и инновационной педагогической практики.
В настоящее время в структуре университета функционируют 9 факультетов (филологический, иностранных языков, физико-математический, психологии и дефектологии, истории и права, физической культуры, естественно-технологический, педагогического и художественного образования, среднего профессионального образования, 24 кафедры, более 30 структурных подразделений.
Обучение осуществляется по широкому кругу специальностей и направлений подготовки, а именно: 050000 Образование и педагогические науки, 030000 Гуманитарные науки, 080000 Экономика и управление, 49.03.01 Физическая культура, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование, 37.03.01 Психология, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование; 44.04.01 Педагогическое образование, 44.04.02 Специальное (дефектологическое) образование и др. Реализуются 107 профилей подготовки: 35 – бакалавриата, 27 – магистратуры, 18 – специалитета, 3 – среднего профессионального образования, 24 – подготовки кадров высшей квалификации.
В вузе проходят обучение более 6 тысяч студентов. Осуществляется подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации по 10 отраслям науки, действуют 2 совета по защите докторских и кандидатских диссертаций.
Расширяются международные связи МГПУ. В качестве одного из примеров можно привести факультет иностранных языков, на котором с 1989 г. действует центр учебно-методической литературы, созданный при поддержке института имени Гёте. В 2000 г. между кафедрой немецкого языка и Немецким культурным центром имени Гёте был заключен договор о сотрудничестве, благодаря чему преподаватели имеют возможность повышать свою квалификацию в образовательных учреждениях Германии, а также участвовать в организуемых им различных проектах и семинарах. Об уровне кадрового состава факультета свидетельствует тот факт, что большинство преподавателей факультета прошли курсы повышения квалификации и стажировки в Австрии, Германии и Соединенных Штатах Америки.
Безусловно, главным богатством любого вуза как профессионального сообщества являются люди. Уровень преподавания и научно-исследовательской работы педагогического университета определяется людьми, которые посвятили годы и десятилетия жизни служению в его стенах.
Отдельное слово следует сказать о ветеранах. Вуз был основан через семнадцать лет после окончания войны, но множеством нитей – нитей человеческих судеб – МГПУ связан с Великой Победой.
Многие преподаватели, работавшие в институте в 60-е, 70-е, 80-е годы ХХ века, были ветеранами Великой Отечественной войны. Среди них преподаватели кафедры истории КПСС Александр Филиппович Святкин, Дмитрий Васильевич Куликов, Иван Андреевич Яшкин, Юрий Михайлович Высоцкий, преподаватель филологического факультета Николай Николаевич Алексеев, преподаватели факультета иностранных языков Алексей Алексеевич Федоров и Семен Михайлович Игошин, преподаватель биолого-химического факультета Владимир Владимирович Комодов, работник хозяйственного сектора Хамза Алиевич Бабиков.
Немало среди преподавателей и сотрудников МГПУ было и тружеников тыла. Это Елизавета Михайловна Медведева (факультет физической культуры), Зоя Сергеевна Дерябина, Аделина Савельевна Творогова (естественно-технологический факультет), Семен Захарович Деваев, Михаил Александрович Келин, Полина Дмитриевна Казакова (филологический факультет), Алексей Никанорович Ануфриев (факультет педагогического и художественного образования), Василий Семенович Ивашкин (факультет истории и права).
Коллектив чтит своих сотрудников – участников Великой Отечественной войны, внесших достойный вклад в развитие ведущего педагогического вуза Республики Мордовия.
Что касается вклада в отечественную науку, то в этом плане Мордовскому государственному педагогическому университету есть кем и чем гордиться.
Например, одним из специалистов, во многом определивших современный облик педвуза, был Ефим Григорьевич Осовский, член - корреспондент РАО, действительный член Международной педагогической академии, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Мордовия. Ефим Григорьевич, без преувеличения, является знаковой фигурой в научно-академическом сообществе всей страны. Его отличал новаторский подход и в науке, и к учебному процессу. Так, именно по инициативе Е. Г. Осовского в учебные планы всех факультетов были включены практикумы по подготовке студентов к работе с детьми и подростками в детских оздоровительных лагерях.
Будучи выдающимся ученым-педагогом, наставником и учителем, Е.Г. Осовскому удалось сформировать коллектив единомышленников – ученых и педагогов, преподавателей, аспирантов и докторантов российских вузов, с высокой результативностью выполнявших научные исследования. Под его руководством было защищено порядка 40 кандидатских и докторских диссертаций.
Очень много Ефим Григорьевич сделал для сбережения культурного наследия республики. В частности, его усилиями в институте был создан музей М.Е. Евсевьева, с богатой и интересной экспозицией, посвященной выдающемуся просветителю, имя которого с гордостью носит вуз. Сегодня музей М.Е. Евсевьева многофункционален, но ведущей остается функция по воспитанию у студентов чувства «мы – евсевьевцы», гордости за свой вуз, профессиональной направленности личности будущих педагогов-учителей, педагогов-воспитателей.
Еще при жизни Е. Г. Осовского сложилась преемственность поколений исследователей, выросших на его смелых и оригинальных научных идеях и удивительном опыте творческого профессионального общения, которое стало настоящей школой научного поиска и культуры исследования.
В Ефиме Григорьевиче удачно сочетались черты ученого, организатора педагогической науки и инновационной образовательной практики. Им разработана и опубликована технология проведения педагогических олимпиад. B 1980-е гг. он был одним из руководителей программы «Сельская малокомплектная школа России». Являясь педагогом-новатором, Ефим Григорьевич принимал участие в создании и работе первых инновационных учебных заведений в Мордовии – лингвистической гимназии №12 и школы-лицея № 26 г. Саранска, неоднократно признававшихся в числе лучших школ России.
Заметной фигурой в финно-угорской лингвистической науке был Дмитрий Тимофеевич Надькин, выдающийся лингвист, поэт, педагог, переводчик, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки МАССР, лауреат Государственной премии РМ. Его авторству принадлежат более 60 научных работ и учебных пособий по мокшанскому и эрзянскому языкам. Богато и художественное наследие Д. Т. Надькина. Им опубликован ряд стихотворных сборников. Кроме того, Дмитрий Тимофеевич стоял у истоков возрождения этнокультурного движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа.
В 1970-е – 1990-е гг. с институтом долгое время сотрудничал Виктор Иванович Кемкин – признанный специалист в области философии, по общей теории развития и методологии науки. В трудах В.И. Кемкина - ряд философских проблем современной физики, общей теории систем, теории информации и кибернетики.
В 1973–2014 годах кафедрой математики руководил Геннадий Иванович Саранцев, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования. По его инициативе в 1992 году в вузе был открыт один из первых в Поволжье специализированный совет по защите кандидатских диссертаций по методике преподавания математики. Геннадий Иванович также является создателем целой научной школы: под его руководством защитились более 50 кандидатов и докто- ров наук. В 1990-е годы Г.И. Саранцевым было сформировано новое крупное научное направление – методология обучения математике. В частности, им была разработана оригинальная концепция использования задач в обучении математике, создан комплекс учебной литературы по методологии, теории и методике обучения математике для студентов педагогических вузов.
Среди ученых и педагогов, которыми по праву гордится университет, особого упоминания также заслуживает Виктор Константинович Свешников (1941-2018), член-корреспондент Академии электротехнических наук Российской Федерации, заслуженный деятель науки Республики Мордовия, лауреат Государственной премии Республики Мордовия, доктор технических наук, профессор В.К. Свешников является основателем научной школы «Исследование физических процессов в ионных, электронных и полупроводниковых приборах». Он первый мордовский ученый, удостоенный Нобелевской медали Российской академии естественных наук.
В стенах вуза много лет работал Ю.Б. Малыханов – член-корреспондент Академии электротехнических наук Российской Федерации, специалист по электрическим и оптическим свойствам атомов и молекул. В 1986 г. Юрий Борисович стал первым в истории высшей школы Мордовии доктором физико-математических наук.
Сегодня профессорско-преподавательский корпус университета объединяет специалистов по самым разнообразным областям научного знания – физике и математике (Х.Х. Абушкин, Н.Г. Тактаров); биологии и химии (Г.Г. Федотова, О.С. Шубина, М.А. Якунчев, С.А. Ямашкин); педагогике (Л.С. Капкаева, Л.П. Карпушина, И.С. Кобозева, Т.И. Шукшина), дефектологии (Г.В. Новикова, Н. В. Рябова); психологии (Ю.В. Варданян), филологии (О.И. Бирюкова, Л.П. Водясова, Е.А. Жиндеева, О.И. Налдеева, В.И. Рогачев), истории (А.В. Мартыненко, Т.Д. Надькин); философии (Г.Г. Зейналов, Е.А. Мартынова, С.И. Пискунова, Е.Н. Чекушкина).
Коллектив преподавателей обеспечивает качественную подготовку студентов, во многом благодаря которой Мордовский государственный педагогический университет не только избежал участи многих провинциальных вузов, разного рода оптимизаций и «слияний», но и смог сохранить свою индивидуальность, в том числе принципиальную ориентированность на подготовку учителей, педагогических кадров для российских школ.
Ярким событием этого года стало проведение на базе Мордовского государственного педагогического университета очного этапа защиты проектов в номинации «Мой родной язык» XVII Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – Моя Россия», входящего в президентскую платформу «Россия – страна возможностей». Свои работы направили участники из более чем 20 регионов России. Студенты Мордовского педуниверситета достойно представили свои исследования. Члены жюри – ведущие российские эксперты высоко оценили интересные и перспективные проекты евсевьевцев.
Через проект реализуется не только знание и видение проблемы, но и происходит поиск и формирование личностных качеств, умение работать индивидуально и в команде, зарождаются новые качества: критическое мышление, умение оперировать фактами, закономерностями, делать обоснованные выводы и предположения, растет мастерство, проявляются и укрепляются лидерские качества.
В 2020 году Мордовский государственный педагогический университет выступил вузом-соорганизатором Всероссийской профессиональной олимпиады студентов «Я – профессионал» по направлениям подготовки: Педагогическое образование (основное), Специальное (дефектологическое) образование и Психолого-педагогическое образование.
21 июля 2020 года Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», которым в целях осуществления прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека определил национальные цели развития Российской Федерации.
Второй по значимости национальной целью развития после сохранения населения, здоровья и благополучия людей обозначена возможность для самореализации и развития талантов.
Важным направлением деятельности педагогического университета является воспитательная и профориентационная работа с молодежью, отбор мотивированных абитуриентов с высоким творческим потенциалом, а также создание условий для развития и раннего профессионального роста студентов.
01.09.2020
Завершается приемная кампания в высшие учебные заведения нашей страны. Совсем скоро новоиспеченные студенты начнут обучение. А те, кто сдал экзамены наиболее успешно, смогут учиться бесплатно. Президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию поставил задачу ежегодно увеличивать количество бюджетных мест по приоритетным направлениям развития экономики, социальной сферы и отдавать их преимущественно региональным вузам. «Нам важно обеспечить доступность бесплатного высшего образования, поддержать молодых людей», - сказал глава государства. О бюджетных местах в МГПИ им. Евсевьева, внедрении новых образовательных технологий, повышении качества образования и многом другом нам рассказала ректор МГПИ им. М.Е. Евсевьева М.В. Антонова.
- В 2019 году Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева уделил значительное внимание повышению качества образования, внедрению новых образовательных технологий, модернизации образовательных программ, созданию современной образовательной среды, улучшил мониторинговые показатели эффективности деятельности, в том числе по среднему баллу ЕГЭ, который в 2019 году составил 66,12. Благодаря эффективному менеджменту и системно выстроенной работе наш институт в приемную кампанию-2020 получил на 152 бюджетных места больше, чем в 2019 году.
- Глава РМ Владимир Волков в Послании Государственному Собранию Республики Мордовия на 2020 год подчеркнул значимость математического образования в регионе, а ключевым фактором конкурентоспособности назвал знание иностранных языков. Что предпринимается в вашем институте в этом направлении?
- Выполняя поставленные задачи, с целью удовлетворения потребности региона в учителях математики и иностранных языков, вуз направил дополнительные бюджетные места на подготовку педагогических кадров предметной области «Математика» и увеличил количество бюджетных мест на факультете иностранных языков. Также, учитывая высокую заинтересованность абитуриентов в получении образования в области истории, часть дополнительных бюджетных мест распределена на факультет истории и права.
- Марина Владимировна, как происходит подготовка высококвалифицированных педагогов точных наук в Вашем институте?
- Конечно, в первую очередь интерес к предмету должен пробуждать учитель. Отрыть перед учеником дверь в высокотехнологичное будущее невозможно без фундаментальной подготовки по физике и математике, информатике и астрономии. В этом и заключается призвание педагога! Именно поэтому одними из приоритетных направлений подготовки педагогических кадров в МГПИ им. М.Е. Евсевьева являются профили: «Физика», «Информатика», «Математика». Стоит отметить, что мордовский педагогический институт ежегодно осуществляет подготовку физиков, в то время как другие педагогические вузы страны несколько последних лет не набирали абитуриентов на одноименный профиль. Одним из приоритетных направлений модернизации системы образования в регионе выступает популяризация математических знаний и математического образования, как основного компонента в создании инновационной экономики, реализации долгосрочных целей и задач социально-экономического развития. Перед педагогическим институтом поставлен ряд задач по повышению качества математического образования и укреплению лидирующих позиций в рейтинге регионов по показателям уровня математической подготовки учащихся и качества подготовки будущих учителей математики. МГПИ им. М.Е. Евсевьева в данном направлении является проводником в реализации научных идей и методик обучения, в которых успешно сочетаются традиции и большой опыт, а также современные разработки в области обучения студентов и школьников точным наукам. Сегодня педагогический институт - это инновационная площадка, определяющая вектор развития и повышения качества математического образования в регионе.
- Какие актуальные профессиональные образовательные программы, реализующие подготовку учителей математики, применяются в Вашем вузе?
- Происходит модернизация всей инфраструктуры пединститута. Создана современная образовательная среда. Организованы математические коворкинг-зоны, в основе которых заложена идея совместного творческого поиска идей и реализации проектов. Образовательное пространство нового формата позволяет осуществлять учебный процесс в контексте электронного обучения и интерактивных образовательных технологий, в том числе дистанционно. В МГПИ в соответствии с распоряжением Правительства РМ успешно реализуется «Дорожная карта», регламентирующая перечень мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в России. Мы подготовили серию проектов, направленных на повышение качества математического образования в регионе, популяризацию, привлечение интереса школьников и студентов к точным наукам и формирование осознанного выбора выпускниками профессии учителя математики. С начала нового 2020-2021 учебного года стартует проект «Волонтеры математического просвещения». Педагогами и студентами МГПИ ведется разработка серии уроков и мероприятий, направленных на формирование интереса школьников к изучению математики. Для студентов старших курсов в вузе успешно реализуются новые дополнительные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Это дает возможность будущему учителю математики получить право ведения образовательной деятельности по смежной профессии и обеспечивает социальные гарантии при трудоустройстве. Кроме того, в институте созданы условия для непрерывного повышения профессионального мастерства учителей математики. Например, проект «Школа учительского роста на базе МГПИ».
- Марина Владимировна, появятся ли какие-то новшества в пединституте по подготовке учителей математики, способных качественно обучать школьников в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов?
- С целью расширения аудитории и более адресного оказания помощи школьникам в освоении математики с сентября текущего года в педагогическом институте стартует проект создания Математической школы. Работа будет организована по двум направлениям - онлайн-школа и Базовая математическая школа на площадке МОУ «СОШ №5». Совмещение очной формы занятий с форматом онлайн-школы позволит увеличить количество слушателей и соблюсти все требования безопасности при обучении. Деятельность Математической онлайн-школы будет направлена в первую очередь на оказание поддержки школьникам в освоении трудных разделов предмета путем расширения их математического кругозора, выявления и поддержки интереса к изучению точных наук. Основной формат проведения занятий в школе предполагается в виде практических дистанционных занятий, в ходе которых каждый школьник будет иметь возможность задать вопрос преподавателю. Для успешного решения поставленной задачи будут применяться современные методики, в том числе и авторские разработки преподавателей института в области обучения математике.
- Цифровизация в настоящее время выступает основополагающим элементом в изменениях, затрагивающих все сферы жизнедеятельности человека. Наиболее заметны они в системе образования. Работать учителем невозможно без сформированных навыков IT-компетенций. Как происходит подготовка студентов Вашего вуза в этом направлении?
- Владение компьютерной техникой, умение организовывать проектную деятельность с использованием цифровых технологий – неотъемлемые компоненты современной образовательной среды. Перечисленные компетенции важны для любого педагога - учителя математики, информатики, физики, экономики и позволяют качественно организовать электронное обучение, ставшее обязательной частью образования в последние несколько месяцев. Многие процессы, реализуемые в цифровой образовательной среде, базируются на математическом образовании. МГПИ ведет целенаправленную работу по обучению будущих педагогов и уже действующих специалистов в области цифровизации образования. Преподаватели ежегодно повышают уровень своей квалификации, а также готовят студентов к участию в престижных конкурсах и олимпиадах в сфере информационных технологий. Одним из значимых результатов проектной деятельности студентов физико-математического факультета в прошедшем учебном году является успешное участие в масштабном Всероссийском конкурсе «Моя страна - Моя Россия». Среди заявок, поддержанных экспертами конкурса, - проект магистранта первого курса профиля подготовки «Информатика и информационные технологии в образовании» Максима Макарова. Тема его проекта - «3D-комплект для формирования начальных профессиональных навыков в области программирования у незрячих и слабовидящих» в номинации «Цифровая среда для повышения качества жизни граждан в регионах». Наш студент хочет помочь детям с ограниченными возможностями здоровья освоить компьютерные технологии. У Максима Макарова есть опыт работы с детьми в кванториуме, который создан благодаря реализации национального проекта «Образование». После окончания вуза он планирует стать учителем и работать в одной из школ республики.
- Как готовятся педагоги других технических специальностей?
- Одним из приоритетных направлений подготовки педагогических кадров в МГПИ является профиль «Физика. Информатика», в рамках которого студенты изучают широкий спектр естественно-технических наук на стыке с информационными и образовательными технологиями. Что является необходимым условием для формирования профессиональной компетентности будущего учителя физики. Кроме того, в МГПИ осуществляется целенаправленная подготовка специалистов для преподавания астрономии. Проведены курсы повышения квалификации для студентов по дополнительной образовательной программе «Преподавание астрономии в современной школе в контексте требований ФГОС», что актуально в связи с введением в школе астрономии как отдельного предмета и существующей нехватки кадров в нашем регионе. В начале 2020 года преподавателями вуза разработана дополнительная общеобразовательная программа «Моделируем физику» для учащихся 9-11 классов. Программа была реализована в системе дистанционного обучения МГПИ (Moodle) в рамках пилотного проекта по обновлению содержания и технологий дополнительного образования федерального проекта «Успех каждого ребенка» и национального проекта «Образование». Более того, в МГПИ создается современная материально-техническая ресурсная база для обеспечения наращивания научно-образовательного и инновационного потенциала и развития IT-инфраструктуры. Соблюдаются меры социальной поддержки и стимулирования, социальных гарантий для студентов института. Профориентационная работа, проводимая в период довузовской подготовки граждан, позволяет привлечь в педагогический институт мотивированных абитуриентов с высоким творческим потенциалом.
- Спасибо, Марина Владимировна, за интересную и полезную информацию.
12.08.2020
Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А
Приемная ректора :
8(8342) 33-92-50
Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
8(8342) 33-92-81
Приемная комиссия :
Email : prcom@mordgpi.ru
8(8342) 33-92-58
8(8342) 33-93-90
ОТДЕЛ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
Email : general@mordgpi.ru
© Мордовский Государственный Педагогический Университет имени М.Е. Евсевьева