Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева является центром притяжения масштабных федеральных проектов. В Год педагога и наставника в МГПУ реализуются треки по подготовке вожатских кадров, «Университетские смены», программы обучения советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Всё это позволяет сделать профессию учителя престижной и привлекательной.
Профессиональные кадры
Педагогический университет ведет непрерывную системную работу по подготовке специалистов в области воспитания.
«Сегодня воспитание является приоритетным направлением государственной политики РФ. Наш вуз является пространством реализации воспитательных треков. Мы готовим не просто учителя-предметника, а педагога-воспитателя, способного организовать целенаправленное управление процессом воспитания личности ребенка на основе традиционных духовно-нравственных ценностей» – поделилась с «ИМ» ректор университета Марина Антонова.
Педагогический университет работает на опережение: у студентов формируются компетенции, которые позволяют им становиться лидерами педагогического образования и применять новую философию воспитания и транслировать ее на практике.
Важным компонентом подготовки педагогов к реализации современных воспитательных практик является целенаправленная работа по подготовке вожатских кадров.
В вуз поступают мотивированные студенты, которые сделали осознанный выбор профессии Учителя. А работа в качестве вожатого – это одна из ступеней профессионального роста.
Студенческое педагогическое движение МГПУ
Сегодня в Ассоциацию педагогических отрядов МГПУ входят десять студенческих объединений. Креативные и находчивые, яркие и веселые, добрые и отзывчивые, – это все о вожатых МГПУ им. М. Е. Евсевьева.
«О существовании педагогических отрядов в нашем университете я узнала, когда поступила учиться. Меня это заинтересовало. Девочки очень красочно презентовали свои отряды, и я не могла не вступить в ряды студенческого движения. Раньше я ездила в лагеря отдыхать, а теперь я работаю вожатым. Моя мечта сбылась», – сказала командир педагогического отряда «Феникс» Алена Михейкина.
Вожатые МГПУ работают на площадках оздоровительных лагерей Республики Мордовия и Российской Федерации.
«Вожатый — это педагог-наставник, который вовлекает ребят в общественную жизнь, организует интересный и полезный досуг. Вожатский опыт смягчает риски вхождения в профессию учителя и помогает быстрее адаптироваться в профессиональном педагогическом сообществе. В этом году мы многое усовершенствовали в программе обучения и формирования навыков вожатской деятельности: включили новые формы взаимодействия с детьми и эффективные воспитательные практики», – отметила заведующая кафедрой педагогики Светлана Горшенина.
В вузе действует Школа вожатского мастерства, где студенты знакомятся с нормативно-правовыми основами работы вожатого, историей вожатского движения, психолого-педагогическими основами вожатской деятельности, организацией культурно-досуговой деятельности, а также основами доврачебной помощи, спасения на водах и многим другим. Все эти знания необходимы, чтобы вожатые смогли найти выход из любой сложившейся ситуации.
Практические навыки вожатого отрабатываются на инструктивно-методических сборах Школы вожатского мастерства. В этом году в течение пяти дней будущие вожатые проверяли свои знания и умения на улицах «Города мастеров»: разрабатывали творческие проекты, организовывали детский досуг, проводили командные и спортивные игры, исполняли орлятские песни.
Ежегодно в ряды студенческих педагогических отрядов вступают новые бойцы, которые проходят подготовку в Школе вожатского мастерства. Для будущего учителя нет лучшего шанса убедиться в том, что педагог – призвание, чем работа вожатым в лагере.
«Вожатская деятельность – неотъемлемая часть профессиональной подготовки педагога. Самое сложное в работе с детьми – сплотить коллектив и обеспечить дисциплину. Если кому-то не нравится то или иное мероприятие, нужно искать альтернативу, включать фантазию и находить с детьми общий язык. Работа в лагере помогает и самим вожатым раскрыть свои таланты: ты вдруг осознаешь, что умеешь и танцевать, и петь, да еще и детей этому учишь. А когда видишь, что твои старания находят отклик у детей, то хочется сделать больше и лучше. Я абсолютно уверена, что сделала правильный выбор своей профессии. Вожатская деятельность – это хорошая база для будущего педагога», – сказала боец студенческого педагогического отряда «Феникс» Елизавета Савкина.
Такая, брат, у нас с тобой работа
В Год педагога и наставника впервые Республика Мордовия выступила организатором Открытого чемпионата по вожатскому мастерству среди педагогических отрядов Приволжского федерального округа и вожатых педагогических вузов РФ. Соревновательная программа была направлена на повышение квалификации и профессионального уровня вожатых, а также повышение престижа вожатской профессии и привлечение новых профессиональных кадров.
В чемпионате приняли участие лучшие вожатые и педагогические отряды из девяти регионов ПФО. Студенческие отряды «Евсевьевцы» и «Феникс» МГПУ им. М. Е. Евсевьева достойно представили на конкурсе Мордовию.
«Работа с детьми в детских оздоровительных лагерях позволяет обогатить профессиональный опыт. Эта практика, участие в конкурсах – возможность расти как будущему педагогу», – отмечает Светлана Горшенина.
На протяжении трех дней команды и наставники принимали участие в деловой программе, интенсивах и мастер-классах, вожатских концертах, фестивалях отрядной песни, интерактивных площадках, интеллектуальных квизах, соревновательной программе. Вожатые показывали свое мастерство и делились опытом с коллегами.
По итогам чемпионата в номинации «Лучший педагогический отряд» победителем стал СПО «Феникс», «Евсевьевцы» же стали вторыми.
«Мы очень гордимся победой, потому что наш отряд не так давно сформировался, а уже есть результаты. Чемпионат дал нам огромные возможности. Мы познакомились с другими командами: наблюдали за их работой и взяли для себя много нового», – радуется успехам команды Екатерина Братчикова.
«Такие мероприятия, как этот чемпионат, являются хорошей возможностью для усовершенствования своих навыков. Для нас создавались такие условия, где в кратчайшие сроки нужно было показать свое мастерство. Мы многому научились во время этого чемпионата. Я отработала всего две смены, но участие в конкурсе помогло стать уверенней в себе», – сказала Ева Меняйло — боец педагогического отряда «Евсевьевцы».
В номинации «Напарники» не было равных Артему Нуянзину и Анастасии Грачевой. Третье место заняли Никита Козырев и Наталья Чараева. Все ребята – вожатые педагогического отряда «Евсевьевцы». Им нужно было представить свои план-сетки, конструктор творческих дел (КТД), вожатскую легенду, разработать авторские игры и доказать, что они – лучшие в своем деле.
Анастасия Грачева: «Вожатый – это про творчество. Готовясь к чемпионату, мы с напарником придумали авторскую игру, сочинили легенду. Было приятно, что наша работа получила высокую оценку экспертов».
Артем Нуянзин: «Понятно, что подготовка перед самим конкурсом очень важна. Нам пригодились знания, полученные в школе вожатых. Но, конечно, в основе должен быть и серьезный вожатский опыт работы с детьми. На конкурсе оценивается не только, как ты зазубрил тот или иной пункт из теории, но и «живые» навыки, профессиональная работа. Без комплексной, разносторонней подготовки на конкурсе просто нечего делать».
Подготовка к конкурсу заняла несколько месяцев, но последние две недели перед чемпионатом вожатые занимались каждую свободную минуту. Они решали сложные педагогические ситуации, повторяли игротехнику, особенности организации смены в детском лагере, правовую базу, репетировали творческие номера.
Профессия и призвание
«Вожатый – это не только профессия, но и призвание», – так считает командир педагогического отряда «Евсевьевцы» Жанна Балаева. – Это человек, который должен быть универсален во всем: не спать ночью, готовить отрядный уголок, думать над проектами и мероприятиями».
«Вожатые – это наши единомышленники при организации любых мероприятий, которые проходят на площадках вуза», – отметила начальник управления воспитательной и социокультурной деятельности Ольга Гришина.
В Год педагога и наставника вожатые педагогического университета вовлечены в реализацию проекта Министерства просвещения Российской Федерации по подготовке советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Участие в уникальной образовательной программе позволяет вожатым познакомиться с новыми технологиями воспитания, увидеть перспективы развития проектов «Движение Первых» и «Навигаторы детства». В мае университет принимал советников директоров из Московской области, Дагестана и Ставропольского края. Со 2 октября стартовал новый поток обучения советников из Воронежской, Волгоградской областей, Пермского края и Республики Башкортостан. Вожатые-тьюторы в составе профессиональной команды педагогов организуют на площадках вуза игро-практикумы, проводят тренинги по командообразованию.
Студенты Мордовского педагогического университета с желанием устраиваются в образовательные организации Республики Мордовия. Их выбор зачастую нацелен на профессию советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Источник: Известия Мордовии (https://izvmor.ru/novosti/nauka-i-obrazovanie/ot-mechty-k-dejstviyu-byt-v-resurse/)