Ректор Мордовского педагогического института Марина Антонова — о развитии вуза и достигнутых результатах за прошедший год
О необходимости создания комфортных условий для работы ученых и студентов, развития студенческой академической мобильности, об успешном трудоустройстве и профессиональном росте выпускников и педагогов рассказала ректор Марина Антонова Ирине Васнецовой.
2019 год оказался продуктивным для пединститута. Вуз улучшил мониторинговые показатели эффективности деятельности, осуществил переход на новые федеральные стандарты высшего образования, разработал новые образовательные программы, начал подготовку к государственной аккредитации.
Мордовский пединститут узнаваем как на республиканском, так и на российском уровне. МГПИ традиционно и системно готовит высококвалифицированные педагогические кадры, которые конкурентоспособны и востребованы на рынке труда региона и России. Усиление практико-ориентированной подготовки в вузе позволяет молодому человеку более осознанно подойти к выбору профессии учителя. Помимо овладения профильной специальностью студенты осваивают различные дополнительные профессиональные направления.
В 2019 году приемная кампания увеличила бюджетный прием более чем на 7 %. Конкурс на целевые места составил 1,3 человека на место. Среди абитуриентов прошлого года более 350 медалистов и лиц, имеющих дипломы с отличием. Впервые в институт поступили выпускники школ из Амурской, Калининградской, Калужской, Костромской и других областей. В настоящее время обучаются студенты из 51 региона Российской Федерации и 527 иностранных граждан. По программам высшего образования обучаются 520 студентов из Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины. На подготовительном отделении учатся 7 студентов из Алжира, Египта, Туркменистана.
В 2020 году на обучение будут зачислены 1193 человека на бюджетные места и 627 человек на места с оплатой. Для сравнения: в 2019 году были зачислены 1087 человек на бюджетные места и 515 человек на места с оплатой. Информация о правилах приема, о количестве мест по каждому профилю подготовки размещена на сайте института www.mordgpi.ru в разделе «Поступающим».
«Стоимость обучения установлена с учетом базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации образовательных программ, утвержденных Минобрнауки РФ, — объясняет Антонова. — Она зависит от направления подготовки, уровня образования и формы обучения. Стоимость очной формы обучения: на программы бакалавриата — 97 700 рублей, на программы магистратуры — 104 100 рублей, на программы среднего профессионального образования — 50 200 рублей как для граждан России, так и других стран».
Большое внимание уделяется научно-исследовательской работе. Проект института «Обучение граждан по программам непрерывного образования» признан победителем конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета. «В рамках его реализации 2 тысячи педагогических работников уже прошли обучение в очной и заочной формах с применением элементов дистанционного обучения», — рассказывает Марина Антонова.
МГПИ занял первое место во Всероссийском конкурсе молодежных проектов среди организаций высшего образования и получил субсидию в 950 тысяч рублей на реализацию проектов «Палитра культур» и республиканская спортивная универсиада «Быстрее, выше, сильнее!».
Пять студенческих проектов заняли первые места в разных номинациях. Это работы магистранта 3-го курса факультета педагогического и художественного образования Екатерины Тощевой — «Школа-студия дизайна и компьютерной графики ART Fox13», студентки 3-го курса факультета иностранных языков Ксении Канаевой — «Стратегическая сессия: перспективы развития студенческих отрядов в ПФО», магистранта 1-го курса факультета педагогического и художественного образования Юлии Демяшкиной — педагогический кейс-чемпионат TeachCaseChallenge, магистранта 1-го курса факультета педагогического и художественного образования Александры Кукса — проект «Возрождение народных традиций средствами декоративно-прикладного искусства» и «Возрождение народных традиций (на материале реконструкции шишкеевской игрушки)».
Три призовых места заняли студенты МГПИ в XII международной олимпиаде в сфере информационных технологий «IT-Планета–2018/19», показав высокие результаты среди более чем 300 молодых специалистов сферы информационно-коммуникационных технологий.
В 2020 году право на получение гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых в области математики и механики завоевал Лапин Кирилл Сергеевич, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной техники. В конкурсе на 400 грантов претендовали 1509 молодых кандидатов наук.
В январе 2020 года Российский фонд фундаментальных исследований объявил о победе института в грантовом конкурсе по теме: «Проектирование коррекционно-развивающей работы по развитию эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра» (руководитель проекта — Золоткова Евгения Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент, и. о. декана факультета психологии и дефектологии МГПИ).
В этом году институтом будет реализован проект «Организация летних школ для детей и представителей молодежи, в том числе из числа иностранных граждан, на базе российских образовательных учреждений», который признан победителем конкурсного отбора по федеральному проекту «Новые возможности для каждого» и получит субсидирование из федерального бюджета. В его рамках в 2020 году обучение пройдут 300 студентов, в том числе 120 иностранцев.
В 2019 году Минобрнауки РФ отметило деятельность МГПИ имени М. Е. Евсевьева в числе шести лучших федеральных инновационных площадок страны, чьи результаты рекомендованы Министерством науки и высшего образования РФ для распространения и внедрения в массовую практику деятельности образовательных учреждений.
По словам ректора, в погоне за рейтинговым престижем важно не утратить понимание основной задачи классического педагогического вуза. Это подготовка педагогических кадров, которые поедут работать в сельские школы, «точки роста», «кванториумы», создаваемые в рамках национального проекта «Образование».
«Мы предлагаем более 40 дополнительных программ профессиональной переподготовки, которые реализуются на договорной основе, — говорит Марина Владимировна. — В институте много студентов из сельской местности, которые имеют возможность вернуться учителями в школы своих сел, имея два диплома. Если они станут участниками федеральной программы «Земский учитель», наличие нескольких профессиональных компетенций приветствуется».
В институте традиционно проводятся международные научные конференции, такие как Евсевьевские чтения, Осовские чтения. Реализуется уникальный проект — «Лекториум», в рамках которого студентам предоставлена возможность общения с приглашенными спикерами, в числе которых ведущие российские ученые, государственные деятели, медийные лица. Ежегодно в рамках дискуссионных площадок, секций, круглых столов, теоретических семинаров, исследовательских лабораторий обсуждается широкий круг актуальных проблем педагогической науки и образовательной практики.
В 2019 году 28 студентов факультета физической культуры стали победителями и призерами соревнований различного уровня, 16 студентов приняли участие в конкурсном отборе и получили грант Президента Российской Федерации по направлению «Спорт» — ежемесячную стипендию в размере 20 тыс. рублей.
В прошлом году проведено более 50 мероприятий: «Утро Победы», стратегическая сессия «Галактика звезд — 2019», молодежный карьерный форум «Профстарт–2019», «Бодрое утро», «Педагогический навигатор — 2019», «Открытка любимому учителю» и другие.
Создан студенческий театр МГПИ, в состав которого в результате конкурсного отбора вошли талантливые ребята разных курсов со всех факультетов института. Дебютом стала постановка по пьесе Е. Гришковца «Зима». Новогодний сюрприз — спектакль «Снежная королева» — погрузил в атмосферу сказки как юных, так и взрослых зрителей.
В декабре студенческим театром реализован проект профориентационная елка «Я — учитель» для старшеклассников города Саранска, 14 января профориентационное мероприятие состоится для детей школ-интернатов Республики Мордовия и студентов факультета СПО института.
В МГПИ создана Ассоциация педагогических отрядов, в состав которой входит 9 педагогических отрядов, 4 волонтерских отряда различной направленности общей численностью 1000+ человек. Волонтерскими отрядами МГПИ проведено 68 благотворительных и социальных акций, телемарафонов, творческих недель, концертов в образовательных, общественных, социальных и иных организациях РМ. Значимым событием года явилось создание на базе института регионального отделения всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы». Сегодня работают 16 спортивных секций, 37 творческих объединений, республиканская общественная организация «Туристский клуб «Искатели».
В настоящий момент ведется работа по устранению нарушений законодательства по безопасности и противодействию терроризму, выявленных прокуратурой Октябрьского района в 2016-м и 2018 годах. С целью приведения штатного расписания института в соответствие с действующим законодательством и соблюдения правильного соотношения профессорско-преподавательского и вспомогательного персонала непрофильные виды деятельности института переданы в рамках договоров на аутсорсинг: организация питания — кейтеринговым компаниям, уборка учебных корпусов и общежитий — клининговой компании, обеспечение охраны — частному охранному предприятию.
Проведены ремонтные работы в учебных корпусах на площади более 7000 кв. метров. Ведется строительство бассейна. Согласно проектно-сметной документации, общая стоимость возведения составляет 157,5 миллиона рублей. Объект планируется сдать в 2020 году.
«Сегодня в юго-западной части города нет подобного спортивного сооружения, — отмечает Марина Владимировна. — После открытия бассейн смогут посещать все желающие».
В 2019 году в Федеральный закон «Об образовании в РФ» вносились многочисленные изменения и дополнения, которые затронули в том числе непрофильные направления подготовки в вузе. Поскольку направление подготовки «Менеджмент» не является педагогическим, то набор в 2020 году на него осуществляться не будет. Откроется новое направление подготовки «Математика. Экономика». С 2016 года «Финансовая грамотность» введена в российские школы в качестве факультатива, поэтому требуются педагоги, обладающие знаниями в области экономики.
«В завершение хочу сказать, что первым учителем для ребенка являются родители и их личный пример, — улыбается ректор. — А основой педагогического образования должна стать личность педагога, обладающего широким кругозором, эрудицией, устоявшейся системой ценностей и культурных традиций, способного активизировать собственные когнитивные возможности и возможности своих учеников. Я уверена, что достигнутые результаты, финансовая стабильность, нацеленность коллектива на работу позволит Мордовскому государственному педагогическому институту достичь хороших результатов и в новом, 2020 году».