Разговор с ректором: в МГПУ в преддверии зимней сессии обсудили актуальные вопросы системы образования
-
-
В преддверии зимней сессии в МГПУ им. М.Е. Евсевьева прошла большая встреча студенческого и преподавательского коллектива с ректором Мариной Владимировной Антоновой. Уникальная возможность напрямую задать руководителю вуза любой вопрос обернулась обсуждением самых актуальных вопросов развития системы образования. Не обошлось без острых вопросов и шуток, которые помогли разрядить атмосферу и создать предпраздничное настроение.
В новом стиле
В педагогическом университете этот день был необычным, полным ярких, запоминающихся событий. Сначала здесь состоялась выставка-презентация работ участников проекта «Школьная столовая – территория вкуса, красоты и уюта». Что интересно, свои варианты оформления столовой представили не только студенты факультета педагогического и художественного образования, где учатся будущие учителя рисования. Активность проявили и студенты физико-математического факультета.
Так, студентка физико-математического факультета Анастасия Дербеденева представила проект «Геометрия вкуса». Мир геометрических фигур, в ее представлении, побуждает детей искать геометрические формы вокруг себя, развивает концентрацию внимания, логику. Другие варианты дизайна – не менее яркие, концептуальные: «Алиса в стране чудес», «Ритмы города», «Мечты», «Вселенная вкусов», «Оазис», «Энергия вкуса», «Арт-фреш», «Джунгли», кино-столовая «Познавательно и со вкусом».
Представленные проекты опубликованы в сборнике, который теперь разъехался по всей стране: это издание получили участники всероссийской конференции по школьному питанию, которая проходила в Саранске. А главное, нарисованными картинками проект не закончился. Ректор Марина Антонова предложила начинающим дизайнерам воплотить эти идеи в жизнь, оформив столовые в учебных корпусах вуза.
А одно преобразившееся помещение в главном корпусе университета уже заработало в новом формате. Спортивный зал здесь переоборудовали под зал бокса, где на грушах спортсмены отрабатывают удар. Специальный спортинвентарь помогает наращивать силу.
Студент факультета физической культуры, мастер спорта по боксу Денис Козлов, недавно завоевавший «золото» всероссийского турнира в Самаре, проводит здесь по две тренировки в день. Комфортные условия для занятий боксом позволяют вести подготовку на высоком уровне.
Тренер Виталий Сайгин подарил ректору боксерские перчатки. Марина Антонова тут же примерила их и продемонстрировала, что может держать удар. А это качество, крайне необходимое в современной жизни!
Шанс для студента
Разговор с ректором в большом зале предваряла прологовая часть, которую подготовили студенты. Современным языком, с творческой подачей и оригинальными находками они рассказали о своем видении проблем в образовании. А на помощь им «пришли» Макар Евсевьев, Антон Макаренко и Владимир Маяковский. Спор представителя классического образования и учителя будущего перерос в рэп-баттл и закончился выводом: «Современный учитель знает все и даже чуточку больше».
А Марина Владимировна Антонова ответила на вопросы из зала.
- Для системы образования этот год был особенный, экспериментальный. Как вуз реагировал на новые вызовы?
- Все мы проживаем непростую историю. Вузы находятся в поиске новых форм работы, наш университет перешел на смешанный формат обучения. Цифровизация стала тем ресурсом, который обеспечил возможность новых подходов к образованию. Нам важно соответствовать современному темпу развития, сохраняя при этом ту базу, те методы, тот опыт, что наработали предыдущие поколения. Особенно это касается будущих учителей. Мы видим результат. Наша талантливая молодежь востребована, из всех районов республики и даже из Москвы есть запрос на тех, кто учится на четвертом курсе, порядка ста пятикурсников уже работают на постоянной основе: в общеобразовательных и спортивных школах, в учреждениях дополнительного образования. Нам важно, чтобы наши выпускники оставались в Мордовии. Ежегодно 75% выпускников вуза трудоустраиваются по специальности в нашей республики. Сегодня университет готовится пройти аккредитацию, и мы уверены, что сможем подтвердить свои позиции на самом высоком уровне.
- В итоговую аттестацию включен демонстрационный экзамен. В чем его преимущество?
- Практика проведения демонстрационного экзамена наработана в нашем вузе. И мы должны развиваться в этом направлении, разъяснять студентам, в чем преимущества такого экзамена. Он позволяет повысить качество образования, сегодня это один из серьезных показателей оценки нашего труда.
- Если бы у Вас был выбор: преподавать без права ректорства или быть ректором, но не преподавать, чтобы Вы выбрали?
- Я очень люблю студентов, сам процесс общения с ними на занятиях, мне нравится преподавать. Но у любого руководителя есть определенные обязательства, есть программа развития вуза, за выполнение которой я несу личную ответственность.
- Сегодня в России уделяется большое внимание молодежи, поддержке молодежных инициатив. Мы, студенты, принимаем участие в различных проектах, форумах. Они дают огромный толчок к развитию личностных и профессиональных качеств. Каким будет дальнейшее развитие наших сегодняшних дел?
- Каждый проект – это отдельная история, которая наполнена новыми идеями, познаниями, людьми, борьбой, эмоциями, вдохновением. А что получается на выходе? Вы можете получить интересное предложение по трудоустройству. Вы можете открыть собственное дело. А главное, вы получите опыт. Шанс дает не только победа, но и поражение, оно закаляет, учит человека, заставляет работать над собой. Сегодня нужно не просто участвовать в проектах, а выходить на международный уровень, заявлять о себе как о молодых ученых, новаторах, авторах методик.
- Благодаря нацпроекту «Образование» школы получили современное оборудование, которое позволяет организовывать учебный процесс на качественно ином уровне. Чтобы выпускники вуза могли работать с современным оборудованием, надо вырабатывать соответствующие компетенции. Что для этого делается в вузе?
- Мы постепенно меняем образовательную среду, открываем лаборатории, соответствующие по своему оснащению самым высоким требованиям к современной школе. Развиваться в этом направлении могут помочь средства грантов Президента, Минпросвещения, различных фондов. Призываю факультеты активно участвовать в грантовых конкурсах.
- Может ли цифровизация вытеснить традиционное обучение? Не откажемся ли мы от традиционных уроков в школе?
- Цифровизация делает нас мобильными, обеспечивает доступ к большому объему информации, которая есть во всем мире. Работа в режиме онлайн экономит время, финансовые ресурсы и позволяет выстраивать диалог с интересными, высококомпетентными специалистами. Но компьютер не заменит учителя. Традиционный формат школьного урока, когда ученик видит глаза учителя, а учитель может сразу оценить, насколько успешно воспринимает ребенок его объяснения, будет сохранен. Технологии не стоят на месте, и это хорошо, но они не заменят очного обучения.