-
First slide

Международная научно-практическая конференция «60-е Евсевьевские чтения»: итоги первого дня


  20 Фев 2024  |    272


19 февраля 2024 года на площадке МГПУ стартовала Международная научно-практическая конференция «60-е Евсевьевские чтения». Это знаковое событие, которое проводится в нашем вузе ежегодно. В этом году конференция посвящена 160-летию со дня рождения М. Е. Евсевьева. В рамках научных секций состоялся обмен мнениями и идеями ведущих ученых, исследователей, преподавателей, учителей, студентов, чье поле исследований связано со сферой педагогики и образования.

В студии Российского общества «Знание» состоялась панельная дискуссия «Проблемы и парадоксы воспитания современных детей». Спикером выступила Александрова Н. С., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров. В формате свободного диалога участники обсудили актуальные вопросы и парадоксы воспитания детей в современном обществе: В чем самоценность дошкольного детства? Что такое любовь к ребенку и как она проявляется? Нужны ли правила и нормы в воспитании современных детей? Речь шла о том, как сформировать у детей ценностное отношение к семье, друзьям и обществу и, в то же время, подготовить их к трудностям и вызовам современного мира. В ходе панельной дискуссии эксперты и студенты определили ключевые принципы и подходы в воспитании детей, подчеркнули значение семьи в данном процессе, высказались об эффективности методов воспитания и воздействии социокультурных условий на результаты воспитания. Состоялся живой, интересный диалог. Следует подчеркнуть высокую активность участников дискуссии, которые отметили значимость и важность поставленных вопросов.

В рамках секции «Организация работы профильных классов психолого-педагогической направленности» обсуждались вопросы, связанные с ранней профилизацией старшеклассников, рассматривались особенности работы со школьниками в профильном психолого-педагогическом классе как ресурсе личностного развития обучающихся, специфика проектирования и проведения уроков по элективному курсу «Основы педагогики», представлялся опыт организации научно-методического сопровождения профильных классов психолого-педагогической направленности. В работе секции нашли отражение следующие направления исследований: методическое сопровождение профильных классов психолого-педагогической направленности; формирование исследовательских компетенций у обучающихся психолого-педагогических классов; особенности организации конкурсно-олимпиадного движения с обучающимися психолого-педагогических классов; обобщение опыта организации работы в профильных классах психолого-педагогической направленности.

На площадке секции «Психология и образование: актуальные проблемы и опыт решения» были представлены презентации научных работ членов научно-исследовательской лаборатории «Развитие профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования» МГПУ им. М. Е. Евсевьева, иногородних и зарубежных авторов. Проходило обсуждение психолого-педагогических основ исследования и решения психолого-педагогических проблем, связанных с разными аспектами взаимодействия прямых и косвенных субъектов образования, а также проведена экспертиза представленных докладов. В работе секции нашли отражение следующие направления исследований: психолого-педагогическое сопровождение личности в разных сферах жизни; психолого-педагогическое сопровождение младших школьников, подростков и юношей; психолого-педагогическое сопровождение студентов.

Дискуссионная площадка «Тренды в современном иноязычном образовании» была представлена сообщениями участников из г. Саранск; МБОУ «Гимназия № 5», Московская область, г. Дзержинск; ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, г. Уфа; Российский технологический университет- МИРЭА; Государственная школа, г. Мбале, Уганда; ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университета - МСХА имени К. А. Тимирязева, г. Москва; Университет Хамы, г. Хама, Сирия. Участники дискуссии представили свои исследования на материале самых различных языков: английского, немецкого, французского, китайского. Проблематика исследований была связана с использованием современных технологий обучения иностранным языкам в вузе и школе (Левина Е. А., Котова А. А., Анискова Ю. С., Васильева И. И.), с анализом подходов к иноязычному образованию в различных странах (С. Секалая, М. Ашур).

В рамках секции «Реализация актуальных проблем биологического и географического образования в сотрудничестве с базовыми кафедрами» особый интерес вызвали доклады аспирантов и студентов старших курсов. Они представили результаты многолетних исследований, проведенных в общеобразовательной школе в процессе экспериментальной работы по теории и методике обучении биологии. Также большой интерес вызвали доклады Маркинова И. Ф., кандидата педагогических наук, доцента кафедры биологии, географии и методик обучения и Капустиной Ю. Ф., аспиранта кафедры биологии, географии и методик обучения МГПУ имени М. Е. Евсевьева». Они рассматривали вопросы обучения школьников интерпретации и пониманию по биологии на уровне основного общего образования. Результаты своей работы в рамках базовой кафедры естественнонаучного образования в виде докладов представили сотрудники МОУ «Центр образования «Тавла» СОШ № 17 г.о. Саранск. Активно проходило обсуждение по организации педагогической практики студентов естественно-технологического факультета по биологии в сотрудничестве с базовыми кафедрами.

Основные научные направления работы секции «Экология, биология и медицина: проблемы и пути их решения» было посвящено рассмотрению негативного влияния антропогенных факторов на природу и организм человека и животных и путей их преодоления, медико-биологических проблем человека и животных.

Дискуссионная площадка «Современные образовательные технологии в контексте цифровизации российского образования» объединила презентации научных и творческих работ членов научных студенческих объединений «Информационные технологии в науке и образовании» и «Практико-ориентированные технологии обучения физике».

В работе секции нашли отражение следующие направления исследований: проблемы обучения программированию в основной школе;  проблемный подход к изучению тепловых явлений в курсе физики основной школы; об обучении сетевым базам данных в школьном курсе информатики; экспериментальное определение заряда электрона в условиях Технопарка универсальных педагогических компетенций; организация обучения студентов методикам и технологиям преподавания учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования педагогического технопарка «Кванториум»; проблемы перехода образовательных организаций на российское программное обеспечение.

Тематика выступлений круглого стола «Лингводидактика и речеведение в поликультурном пространстве: проблемы и перспективы» была преимущественно посвящена вопросам инновационных технологий в преподавании русского языка как родного / неродного / иностранного, а также актуальным проблемам, рассматриваемым современным речеведением. В работе секции нашли отражение следующие направления исследований: специфика применения частнометодических принципов и технологий обучения в процессе преподавания разделов русского языка как родного / неродного / иностранного в современной школе; особенности внедрения тексториентированного подхода к обучению русскому языку в современной школе; особенности подготовки учителей к обучению русскому языку в Тунисской республике; актуальные проблемы современного речеведения в области виртуального общения и массмедийной коммуникации.

Круглый стол «Русский язык в XXI веке: тенденции развития, языковые изменения, проблемы функционирования» был посвящен практико-ориентированным вопросам функционирования языка в XXI веке, тенденциям его развития, проблемам функционирования, языковым изменениям. В работе секции нашли отражение следующие направления исследований: актуальные вопросы функционирования лексических, фразеологических и грамматических единиц русского языка, в том числе на материале художественных произведений; языковые особенности виртуального общения и массмедийной коммуникации; диалектные особенности русского языка; диахронические аспекты развития языка; прикладные вопросы лингвистики эмоций.

На семинаре-практикуме «Теоретические и методические особенности организации общеобразовательной подготовки студентов среднего профессионального образования» были рассмотрены вопросы роли самостоятельной работы студентов, особенностей проектной работы на факультете, специфики создания учебно-научных текстов на занятиях по русскому языку. Были представлены презентации научных и творческих работ преподавателей и студентов факультета среднего профессионального образования.

На площадке секции «Традиции и инновации в методике преподавания литературы в вузе и школе» актуальность докладов определялась сложными процессами, происходящими в современном школьном и вузовском образовательном пространстве. Содержание выступлений охватывало многоаспетность технологических возможностей преподавания литературы как учебного предмета (например, специфика интеграции музейного и литературного пространства, внеклассное чтение и способы его организации, проектно-исследовательская деятельность учащихся по литературе, продуктивное чтение, технология развития критического мышления, квест-технология как интерактивная возможность изучения художественного текста и др.). Доклады сопровождались презентационным материалом.

Дискуссионная площадка «Дополнительное образование детей средствами искусства: вызовы времени» была представлена презентациями научных и творческих работ членов Научно-практического центра художественного образования. Проходило обсуждение педагогических основ дополнительного образования детей средствами искусства. В работе секции нашли отражение следующие направления исследований: теоретико-методические аспекты художественно-эстетического дополнительного образования детей дошкольного возраста; теоретико-методические аспекты художественно-эстетического дополнительного образования детей младшего школьного возраста; теоретико-методические аспекты художественно-эстетического дополнительного образования подростков.

На секции «Современные тренды исторической науки и образования» представили результаты своей научно-исследовательской работы по направлениям: сохранение исторической памяти молодого поколения, в т. ч. о героизме советского народа в годы Великой Отечественной войны; социокультурное развитие народов России и зарубежных стран: история и современность; методические аспекты изучения истории России и зарубежных стран в школе и вузе; проблема роста радикализма и преступности в эпохи социальных потрясений в обществе.

Секция «Актуальные проблемы обучения, воспитания и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья» была посвящена теоретическим и научно-методическим аспектам психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики дошкольного и школьного образования. Были представлены презентации научных и творческих работ ученых – представителей вузов, а также педагогов-практиков, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ходе семинара-практикума происходило обсуждение следующих проблем теории и практики инклюзивного образования: совершенствование технологий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС; воспитание и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики; организация дефектологического сопровождения школьников с ограниченными возможностями здоровья; применение современных ИКТ-технологий в процессе решения образовательных и коррекционно-развивающих задач инклюзивной практики; совершенствование коррекционно-логопедической помощи учащимся с интеллектуальными нарушениями; взаимодействие с семьей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей в условиях инклюзивной практики.

В рамках тематической дискуссионной площадки «Музыкальное и художественное образование как творческая среда практико-ориентированной подготовки детей и учащейся молодежи к профессиональной деятельности» были представлены презентации научных и творческих работ членов научно-исследовательской лаборатории «Непрерывное музыкальное образование». Проходило обсуждение научно-исследовательских проблем в условиях реализации национальных проектов «Образование», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», «Наука», а также проведена экспертиза представленных проектов. Тематика выступлений была сосредоточена на актуализации современных проблем музыкального образования дошкольников, школьников, студентов, педагогов. В работе секции нашли отражение следующие направления исследований: непрерывное музыкальное образование как креативное пространство социокультурной сферы; художественно-образовательная среда как условие развития творческой активности обучающихся; психолого-педагогическое сопровождение нравственного и художественно-творческого развития дошкольников; проблемы формирования культуры обучающихся в условиях общего образования; музыкально-культурное личностное развитие детей в условиях дополнительного образования; цифровые технологии в практике современного музыкального образования.

Участникам конференции удалось успешно представить свои доклады, обменяться идеями, обобщить педагогический опыт по заявленным темам.

Желаем всем участникам дальнейших успехов в работе!

Возврат к списку



Поделиться в:

Контактная информация:

Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А

Приемная ректора :
8(8342) 33-92-50

Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
8(8342) 33-92-81

Приемная комиссия :
 Email : prcom@mordgpi.ru
8(8342) 33-92-58
8(8342) 33-93-90

ОТДЕЛ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
 Email : general@mordgpi.ru

© Мордовский Государственный Педагогический Университет имени М.Е. Евсевьева