Указом Президента Российской федерации Владимира Владимировича Путина 2021 год объявлен Годом науки и технологий.
Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева является одним из ведущих научно-образовательных центров Республики Мордовия. Научно-исследовательская деятельность в вузе сконцентрирована на решении актуальных научных проблем в области педагогики и образования, психологии, языкознания, истории и этнологии, физики и математики, биологии и химии, технологии и информатики, а также физической культуры и спорта. Стратегическими целями научно-исследовательской деятельности педагогического университета являются обеспечение качества подготовки педагогических кадров, создание индивидуализированной системы непрерывного развития профессиональных компетенций педагогических работников, научно-методическое сопровождение развития
Эффективным инструментом усиления интеграционных связей педагогического университета и региональной системы образования является создание базовых кафедр вуза на площадках образовательных организаций. Базовые кафедры создаются с целью развития научно-образовательной и инновационной деятельности вуза; усиления практической направленности образовательного процесса на основе привлечения к преподаванию высококвалифицированных специалистов-практиков. Вузом заключено 11 договоров с муниципальными образовательными организациями г. о. Саранск по созданию базовых кафедр университета различной тематики и направленности.
Ежегодно МГПУ расширяет сферы сотрудничества с педагогическими вузами (Чувашским государственным педагогическим университетом имени И. Я. Яковлева, Ульяновский государственным педагогическим университетом имени И. Н. Ульянова, Южно-Уральским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, Башкирским государственным педагогическим университетом имени М. Акмуллы и др.), научными и образовательными организациями. 2020 год ознаменован подписанием соглашения о сотрудничестве Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева и Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В рамках соглашения организации планируют сотрудничество по вопросам сохранения и развития финно-угорских языков и литератур народов Российской Федерации в условиях поликультурного образовательного пространства; научно-методическое сопровождение учащихся, учителей-словесников и руководителей методических объединений Республики Мордовии и Ханты-Мансийского автономного округа; проведение научно-образовательных и культурно-просветительских мероприятий.
С целью развития взаимовыгодного международного партнёрства в области образования и науки 10 марта 2020 г. Мордовским государственным педагогическим университетом имени М. Е. Евсевьева был подписан договор с двумя вузами Республики Узбекистан – Андижанским государственным университетом имени З. М. Бабура и Термезским филиалом Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами.
В рамках Международной научно-практической конференции – XXХIII Сессии научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования 29 – 30 октября 2020 года Мордовскому государственному педагогическому университету имени М.Е. Евсевьева вручен сертификат о проведении следующей сессии в 2021 году. Также Т. И. Шукшиной, проректору по научной работе МГПУ, была вручена медаль «За заслуги в развитии истории педагогики» имени З.И. Равкина.
Педагогический университет с каждым годом укрепляет связи с Российской академией образования. На базе МГПУ осуществляет свою работу Мордовский научный центр Российской академии образования. Имея статус федеральной инновационной площадки Минобрнауки России, педагогический университет успешно реализует опытно-экспериментальную программу по разработке и внедрению модели эффективной интеграции вуза и образовательных организаций региона в целях повышения качества образования. Эта работа в 2020 году признана экспертной комиссией Минобрнауки России в числе лучших вузовских инновационных практик.
В вузе осуществляются широкомасштабные научно-исследовательские работы по проблеме, направленной на теоретико-методологическое обоснование и разработку модели и технологий пропедевтической подготовки младшего школьника к будущему выбору профессии (руководитель – профессор М.В. Антонова).
Ведущие исследовательские коллективы педагогического университета получили в 2020 году грантовую поддержку Российского фонда фундаментальных исследований. Это проекты: «Методология, теория и технологии практико-ориентированной подготовки в условиях инновационной образовательной среды вуза» (руководитель – профессор Т. И. Шукшина), «Формирование готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников в организациях дополнительного образования» (руководитель – профессор Н. В. Рябова), «Проектирование коррекционно-развивающей работы по развитию эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра» (руководитель – доцент Е. В. Золоткова). Реализуемые проекты имеют прикладное значение и востребованы в образовательной практике региона.
В 2020 году вуз стал победителем конкурсного отбора, проводимого Министерством просвещения Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» направления (подпрограммы) «Совершенствование управления системой образования». Команда Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева завершила реализацию проекта «Разработка учебно-методических ресурсов для сопровождения изучения русского языка различными группами обучающихся», результатом которого явилось создание трех разнострановых учебно-методических комплекта, предназначенных для обучения русскому языку как иностранному в центрах открытого образования на русском языке и обучения русскому языку, а также в начальных классах общеобразовательных организаций в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане.
Привлечение и закрепление молодежи в сфере научной деятельности является одним из приоритетных направлений развития вузовской науки. Важно отметить, что реализация этого направления в вузе имеет государственную поддержку. Так, перспективный молодой исследователь-физик К. С. Лапин выполняет Грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук (проект «Направляющие функции, вращения векторных полей и существование ограниченных по Пуассону решений нелинейных систем»). Ученый вошел в число 22 представителей ведущих российских федеральных и научно-исследовательских университетов, институтов российской академии наук по направлению «Связанность территории российской федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики».
Аспиранты педагогического университета Д. В. Рыжов и Н. Е. Горячев выполняют аспирантские проекты РФФИ. Результаты их исследований будут представлены в виде кандидатских диссертаций.
С целью повышения качества научно-исследовательской работы студентов в университете эффективно функционируют студенческие научные группы и кружки. Руководителям объединений и кураторам студенческих научных обществ факультетов предложены инструменты для планирования, координации работы научных студенческих объединений. На каждый семестр учебного года утверждаются планы научно-исследовательских групп и объединений, в которых раскрываются механизмы реализации организационных и исследовательских задач с указанием конкретных научных результатов. Расписания работы адаптированы для работы в разных форматах и позволяют преподавателям работать с каждым студентом для реализации их исследовательского потенциала. В 2020 году по результатам работы студенческих исследовательских объединений опубликовано свыше 700 научных статей, получено 13 охранных документов Роспатента на объекты интеллектуальной собственности, разработчиками которых стали студенты.
Для популяризации науки и научных достижений, привлечения студентов-первокурсников к научному творчеству ежегодно в вузе проводится Фестиваль науки, включающий обширную программу научно-популярных и просветительских мероприятий, в которых принимают участие известные российские ученые, специалисты производственной сферы, чья деятельность связана с внедрением научных разработок и инноваций, общественные деятели, педагоги и обучающиеся образовательных организаций различных уровней.
Для распространения позитивного опыта и лучших практик работы научных студенческих объединений проводится конкурс «Лучшее научное студенческое объединение МГПУ». В этом году на конкурс каждым факультетом было выдвинуты достойные объединения, которые представили результаты своей работы.
В рамках конкурса «Лучший студент-исследователь года» было представлено 24 портфолио, в которых студенты отразили результаты научно-исследовательской работы за учебный год. По итогам конкурса победителем объявлена студентка 3 курса факультета психологии и дефектологии Бабий Татьяна Владимировна. Одним из основных исследовательских конкурсов МГПУ является конкурс научно-исследовательских работ студентов. В номинации «Естественные и технические науки» было представлено 13 работ, в номинации «Социально-гуманитарные работы» – 38 работ, в номинации «Психолого-педагогические работы» – 45 работ. В данном конкурсе также представили свои работы 17 студентов среднего профессионального образования в отдельной номинации «Психолого-педагогические науки».
Студенты успешно представляют вуз во всероссийских и международных мероприятиях.
МГПУ является площадкой проведения значимых всероссийских мероприятий. В 2020 году университет стал вузом-соорганизатором Всероссийской профессиональной олимпиады студентов «Я – профессионал» по направлениям подготовки Педагогическое образование (основное), Специальное (дефектологическое) образование и Психолого-педагогическое образование.
В заключительном туре Олимпиады принял участие 51 студент, из которых 8 человек прошли в очный тур и представили вуз на площадке Московского городского педагогического университета.
Четыре студента факультета психологии и дефектологии стали победителями и призерами очного тура олимпиады по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование:
Крашенинникова Юлия Павловна, студентка 4 курса группы ДДЛ-116 – бронзовый медалист;
Бабий Татьяна Владимировна, студентка 3 курса группы ДДЛ-117 – победитель;
Заикина Анастасия Ильинична, студентка 4 курса группы ДДЛ-116 – призер;
Борисова Яна Сергеевна, студентка 3 курса группы ДДЛ-117 – призер.
По направлению «Педагогическое образование» (дошкольное) в заключительном туре Олимпиады приняли участие студенты 3 курса факультета педагогического и художественного образования. По результатам данного этапа Олимпиады в очный тур прошла Каргина Мария Васильевна, студентка 3 курса группы ПДД-117, которая приняла участие в Очном туре, на базе НГТУ им. К. Минина и стала победителем.
Ежегодно студенты вуза принимают активное участие в Международных студенческих Интернет-олимпиадах. Несмотря на участие в мероприятии в новых условиях, студенты достойно представили вуз, заняв победные и призовые места. По итогам конкурсных испытаний 3 студента стали золотыми медалистами, 7 студентов получили серебряные медали и 19 студентов удостоены получения бронзовых медалей. Оргкомитет Интернет-олимпиад выразил благодарность вузу и принял решение о присуждении университету почетного звания «Победитель открытых Международных студенческих Интернет-олимпиад 2020 года».
Победы и достижения студентов широко освещаются в медийном пространстве университета:
Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А
Приемная ректора :
8(8342) 33-92-50
Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
8(8342) 33-92-81
Приемная комиссия :
Email : prcom@mordgpi.ru
8(8342) 33-92-58
8(8342) 33-93-90
ОТДЕЛ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
Email : general@mordgpi.ru
© Мордовский Государственный Педагогический Университет имени М.Е. Евсевьева