-
First slide

О ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ»


  27 Апр 2020  |    2575

24 апреля 2020 на площадке Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени», посвященная памяти академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Светланы Николаевны Чистяковой. Конференция была организована в дистанционном формате.

Работа конференции включала в себя следующие научные направления: профориентационная работа как условие адаптации к быстроменяющейся социальной среде; пропедевтика профессионального выбора в дошкольном и младшем школьном возрасте; формирование профессионального самоопределения школьников в контексте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; современные технологии профориентации и сопровождения профессионального самоопределения; профильное и предпрофильное пространство; практика профессиональных проб; социально-педагогическая поддержка семьи в профессиональном самоопределении детей; профориентационная работа в деятельности классного руководителя; социально-профессиональное самоопределение личности в условиях непрерывного образования; научно-методическое и организационное обеспечение профессиональной ориентации учащейся молодежи; оценка результативности профориентационной работы и профессионального самоопределения; социальное партнёрство в педагогической поддержке профессионального самоопределения учащейся молодёжи; профессиональная адаптация и профнавигация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ; подготовка педагогов к профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению молодежи; территориальные, кластерные и сетевые модели организации профориентационной работы; сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в системе профессионального образования; взаимодействие образовательных организаций с предприятиями экономической и реальной сферы в решении профориентационных задач; инновационные проекты в сфере профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения.

Всего на конференцию было заявлено более 150 докладов и сообщений, сформировано шесть научных площадок. В пленарном заседании конференции в on-line формате зарегистрировалось более 250 человек. Среди участников – преподаватели вузов, научные работники, педагоги образовательных организаций различного уровня, докторанты, аспиранты, студенты. Активное участие приняли представители Мордовского научного центра Российской академии образования, руководители, педагоги системы дополнительного образования, инклюзивного образования из разных российских регионов. География конференции охватила более 20 российских городов, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Саранск, Кемерово, Новороссийск, Рязань, Киров, Пенза, Иваново, Тольятти, Ставрополь, Шуя и др.

Открыла и приветствовала участников конференции Марина Владимировна Антонова, ректор МГПИ. Она отметила, что конференция проводится под эгидой Российской академии образования и посвящена памяти академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Светланы Николаевны Чистяковой. Научно-практическая конференция проводится в день ее рождения, выдающемуся исследователю исполнился бы 81 год. 

В память о Светлане Николаевне Чистяковой коллектив пединститута подготовил небольшой фильм, который был предложен для просмотра участников конференции.

М. В. Антонова огласила поступившие в адрес конференции письма и телеграммы от тех, кто тесно общался со Светланой Николаевной Чистяковой, в частности, от академика Российской академии образования, профессора, доктор педагогических наук, профессора Московского педагогического государственного университета А. А. Вербицкого, который отметил, что «С. Н. Чистякова была известным ученым, доктором педагогических наук, академиком Российской академии образования, основателем и руководителем научной школы «Сопровождение профессионального и социального самоопределения школьников учащейся молодежи». Под ее научным руководством было защищено около 90 диссертаций – 75 кандидатских и 13 докторских. Благодаря ей и ее ученикам научная школа С. Н. Чистяковой завоевала авторитет учёных и практиков в России и за рубежом. Кроме того, ею подготовлены тысячи квалифицированных специалистов в области профессиональной ориентации молодёжи. Вся жизнь Светланы Николаевны была образцом подвижнического служения делу обучения и воспитания молодежи. Это был многолетний, постоянный, неутомимый труд, направленный на подготовку квалифицированных кадров для отечественной промышленности, рост человеческого капитала нашей страны. Показательным является многолетнее творческое сотрудничество С.Н. Чистяковой и её учеников с педагогическими коллективами Кемеровской, Курской, Московской областей, Республики Саха (Якутия) и других регионов страны. Особенно хочу отметить ее плодотворное сотрудничество с Республикой Мордовией и вашим педагогическим институтом. Результаты сотрудничества способствовали созданию целого ряда интегративных профориентационных курсов, реализуемых на разных возрастных этапах. Светлана Николаевна и ее последователи выступали организаторами и участниками многих международных и всероссийских научно-практических конференций по проблемам поддержки профессионального самоопределения молодежи, в том числе организованных МГПИ им. Евсевьева. Несколько лет назад и я имел честь вместе с ней участвовать в такой конференции. В последние 10 лет Светлана Николаевна возглавляла отделение профессионального образования РАО. Под её руководством была проделана огромная работа по развитию всех уровней профессионального образования, активизировалось сотрудничество с вузами, руководителями органов в образовании по всей стране. Светлана Николаевна Чистякова являлась крупным ученым, а мое многолетнее общение с ней показало, что она была просто гениальным ЧЕЛОВЕКОМ, человеком с большой буквы! Желаю участникам конференции здоровья и плодотворной работы!».

В адрес участников конференции обратился М. В. Богуславский, заведующий лабораторией истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, который в своем письме написал: «Уважаемые участники конференции памяти академика РАО С. Н. Чистяковой! Независимо от конкретной темы выступления каждого из вас, высказанные на конференции идеи и предложения окажутся в общем русле исследовательского поиска Светланы Николаевны, а, главное, ее духовно-нравственных качеств. Конечно, приоритетное направление исследований С.Н.Чистяковой, то, с чем она навсегда вошла в науку – это сфера профессионального, а, точнее, предпрофессионального образования было связано с такой актуальной для отечественной школы и педагогики задачей как профессиональная ориентация школьников. Вместе с тем, это направление изначально интегрально и комплексно. Ведь продуктивная профессиональная ориентация школьников невозможна без психолого-педагогического сопровождения, исследования комплекса физиологических вопросов. Как равно оно невозможно без знания теории и истории общего и профессионального образования, современной методологии педагогической науки.

Богатая история отечественного политехнического образования, методика и содержание трудовой подготовки и трудового обучения, то, что сейчас в узком смысле слова понимается как технология, то же всегда были в центре внимания Светланы Николаевны. В последние тридцать лет своей научно-организационной деятельности С. Н.Чистякова плодотворно занималась разработкой и продвижением крупных государственных проектов и программ в сфере профессионального высшего и среднего образования. То есть, все выступления по проблематике педагогического образования то же органично окажутся в контексте направленности исследований ученого. И в завершение самое главное. Деятельность Светланы Николаевны неразрывно связана со сферой воспитания, которую она тоже обогатила трудами первостепенной важности.Но дело не только в этом. Она сама олицетворяла высочайшие личностно-профессиональные качества. Была непреклонна в отставании идеалов научной этики, до щепетильности принципиальна в вопросах качества исследований. И вместе с тем всегда поддерживала и оберегала настоящих ученых. Даже имя и фамилия ее глубоко символичны, вдумайтесь, Светлана Чистякова - Светлая и Чистая! Желаю всем организаторам и участникам конференции всегда в науке следовать нравственным заветам Светланы Николаевны Чистяковой - ваши исследования должны быть выполнены на высоком научном уровне, на сто процентов оригинальны, актуальны и подлинно практико – ориентированы».

В адрес конференции пришло письмо от Е. А. Александровой, доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой методологии образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского: «Благодарю организаторов за то, что мы имеем возможность поговорить о Светлане Николаевне. Не вспомнить, нет. Вспоминают те, кто забыл. А она с нами постоянно. Ее идеи породили множество вариантов новых мыслей, ее голос слышится через ее строки. Мой научный руководитель, Ната Борисовна Крылова, познакомила меня со Светланой Николаевной еще в 1995 году и с тех пор я читала все ее статьи, многие из них публиковались у нас в нашем научном сборнике «Новые ценности образования». Общение с ней всегда дарило теплые воспоминания и новые мысли. И мне искренне хочется пожелать всем участникам этой конференции почувствовать это сегодня». 

М. В. Антонова в своем выступлении отметила, что «целью сегодняшней конференции является определение современных тенденций к осуществлению профессиональной ориентации и сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, а также выявление и распространение лучших практик профориентационной деятельности образовательных организаций». Большое внимание ректор МГПИ уделила в выступлении личности С. Н.Чистяковой: «Являясь воплощением самых лучших черт российского ученого, гражданина, патриота и интеллигента, академик С. Н. Чистякова для всех нас служила ярким примером беззаветного служения науке и стране, верности и преданности выбранным идеалам. В Мордовском пединституте Светлана Николаевна нашла коллектив единомышленников, готовых продолжить ее дело. Она многое сделала для налаживания профессиональных и человеческих связей между вузом и Российской академией образования. Тесные контакты с коллективом института начались с 2012 года, когда под ее руководством на базе МГПИ была создана инновационная площадка «Теоретико-методические основы создания модели вуза как базового центра педагогического образования». Работа площадки была признана Российской академией образования в 2014 году одной из лучших в России. С 2017 года Светлана Николаевна выступала в качестве научного руководителя Мордовского научного центра Российской академии образования, координирующего реализацию совместных инновационных научных проектов в сфере педагогики, психологии и других наук об образовании. Сегодня многие проводимые в МГПИ педагогические исследования основываются на разработках научной школы академика Чистяковой. У истоков исследования, которой проводится мною, стоит именно Светлана Николаевна».
М. В. Антонова изложила основные концептуальные идеи, касающиеся авторского взгляда на пропедевтическую подготовку младших школьников к будущему выбору профессии, которое вызвало живой интерес у аудитории.

Далее были заслушаны доклады спикеров конференции. Так, выступил В. И. Блинов, директор Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФИРО РАНХиГС), г. Москва на тему «От профориентации к профнавигации: шаг в XXI век». Он отметил, что имя С. Н. Чистяковой навсегда останется в ряду выдающихся людей России: «Талант, профессионализм, компетентность, принципиальность и энергичность – это те качества, которые сделали Светлану Николаевну авторитетным и уважаемым человеком, как в нашей стране, так и далеко за ее пределами». 

На пленарном заседании также выступили А. Я. Журкина, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования (г. Москва) на тему «Социально-профессиональная направленность дополнительного образования детей»; И. С. Сергеев, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федераци (г. Москва) на тему «Профориентация в современной России: барьеры и точки роста»; О. Ю. Елькина, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования, заместитель директора по воспитательной работе и развитию педагогического образования Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета (г. Кемерово) на тему «Светлана Николаевна Чистякова: Ученый, Педагог, Наставник»; М. В. Журавлева, доктор педагогических наук, профессору Казанского национального исследовательского технологического университета (г. Казань) на тему «Взаимодействие вуза с родителями будущих абитуриентов»; Л. С.Пастухова, кандидат политических наук, доцент, проректор по проектной деятельности Российского государственного гуманитарного университета, координатору Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия», г. Москва на тему «Профориентационный потенциал социально-проектной деятельности»; Е. Л. Антифеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий и технологического образования Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) на тему «Решение проблемы неосознанного выбора профессии в условиях непрерывного образования»; И. В. Петров, исполнительный директор исследовательского центра робототехники "Аиралаб Рус" (г. Тольятти) на тему «Системный подход к поддержке профессионального выбора учащихся: городской и региональный уровни (практика Самарской области)».

В завершении конференции Марина Владимировна Антонова от имени оргкомитета конференции поблагодарила всех выступивших в онлайн формате. Кроме того, она отметила, что представленные на конференцию материалы позволят актуализировать проблемы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях, а также выразила уверенность в том, что данная конференция станет традиционной. А также обратила внимание участников, что по итогам конференции будет подготовлен сборник, который планируется разместить в РИНЦ.

Возврат к списку



Поделиться в:

Контактная информация:

Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А

Приемная ректора :
8(8342) 33-92-50

Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
8(8342) 33-92-81

Приемная комиссия :
 Email : prcom@mordgpi.ru
8(8342) 33-92-58
8(8342) 33-93-90

ОТДЕЛ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
 Email : general@mordgpi.ru

© Мордовский Государственный Педагогический Университет имени М.Е. Евсевьева