«Обучение служением» – это образовательный подход, при котором студенты не только обучаются, но и приносят пользу обществу, применяя свои профессиональные навыки для решения реальных социальных задач. Данная инициатива стала точкой притяжения для образовательных организаций, студентов, социальных партнеров и органов власти по всей России, желающих совместно реализовывать значимые проекты для развития страны и региона. На сегодняшний день в программе участвуют 415 российских вузов и более 1100 социальных партнеров.
В Мордовском государственном педагогическом университете состоялась проектная мастерская в рамках федеральной программы «Обучение служением», в ходе которой студенты под наставничеством социальных партнеров и представителей образовательной организации приняли участие в решении общественно значимых задач, работая в группах.
Так, например, евсевьевцы принимали участие в:
– обсуждении основ, смыслов социального проектирования, а также секретов успешной реализации социальных проектов:
Аграшева О. Е. и студентка 5 курса Асанова Р. Р. «Основы и смыслы социального проектирования».
Лекционная площадка с элементами дискуссии. Спикеры раскрыли содержание понятия «социальный проект», его основные задачи и функции. Вместе с аудиторией был разработан список критериев, которым должен соответствовать всесторонне проработанный и легко реализуемый проект. Были рассмотрены основные этапы подготовки проекта и потенциальные трудности, с которыми может столкнуться его создатель. В конце были озвучены рекомендации по эффективной работе над проектной деятельностью.
Давыдова Е. А. и студентка магистратуры Шичкина В. А. «Секреты успешной реализации социальных проектов».
Лекционная площадка с элементами дискуссии. Во время работы площадки обсуждались методы реализации социальных проектов. Одним из таких методов является SMART – это метод постановки целей, основанный на пяти критериях: Specific (конкретная цель), Measurable (измеримая цель), Achievable (достижимая цель), Relevant (актуальная цель), Time-ound (ограниченная во времени цель).
Студентам предлагалось сконструировать модель социального проекта исходя из вышеупомянутых критериев, что помогло участникам тренинга увидеть картину предполагаемых результатов задуманных ими проектов.
– создании дорожной карты по решению социальной задачи медиасопровождения цикла воспитательных мероприятий образовательных учреждений:
Экспертами от социального партнера выступили Пеганова Юлия Алексеевна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями МОУ «Средняя школа № 30» г. о. Саранск, и Губенко Алена Олеговна, педагог-организатор МОУ «Средняя школа № 30» г. о. Саранск.
Тренинг в форме дискуссии с представителями некоммерческих организаций – потенциальными социальными партнерами Элиной Валерьевной Серебряковой (НКО «Мамы в деле») и Дарьей Сергеевной Ветошкиной (НКО «28 петель») содержал и мастер-классы по формированию целей и задач будущих социальных проектов, форм сотрудничества с уже существующими НКО, способов продуктивной деятельности, актуальной для современного общества.
Еще с одним экспертом от потенциального социального партнера – Зубаревой Ириной Геннадьевной, кандидатом педагогическим наук, директором Центра эрзянской и мокшанской культуры, учителем эрзянского языка МОУ «Лицей №26» г. о. Саранск – студенты профиля Русский язык. Родной язык и литература моделировали цикл работы над социальными задачами программы от ее получения до итогового результата, формулировали социальные задачи для проектной работы, прогнозировали возможные риски и способы их преодоления в дальнейшей проектной деятельности.
– разработке курсов компьютерной грамотности для пожилых людей «Возраст «цифре» не помеха»:
С докладами выступили эксперты: Голяев Сергей Сергеевич, зав. кафедрой физики, информационных технологий и методик обучения, Семиков Михаил Николаевич, директор межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций, Аитов Али Рустамович, магистрант группы МЗИМ-124 физико-математического факультета, которые представили результаты своего участия в конкурсных проектах различного уровня. Тематика и содержание докладов вызвали интерес у участников тренинга и послужили примером эффективной проектной деятельности.
– подготовке методических рекомендаций по робототехнике для обучающихся Детского технопарка «Кванториум»:
Социальным партнером проекта выступил Николай Сергеевич Кемаев, учитель технологии, руководитель Детского технопарка «Кванториум» МОУ «СОШ с УИОП № 39» г. о. Саранск.
Он рассказал о базе и материально-техническом оснащении Детского технопарка «Кванториум» МОУ «СОШ с УИОП № 39» г. о. Саранск, а также обозначил социальную задачу, направленную на разработку методических материалов по робототехнике для обучающихся Детского технопарка «Кванториум» МОУ «СОШ с УИОП № 39» г. о. Саранск.
– организации игровой развивающей площадки для младших школьников «День без телефона»;
Студенты профиля Педагогика дополнительного образования представили модель социальной задачи: «Разработка и реализация профориентационных событий для школьников психолого-педагогических классов» «Формула педагогического счастья». Обучающиеся профиля Дошкольное образование. Начальное образование работали над разработкой нескольких социальных задач: «Организация игровой развивающей площадки для младших школьников «День без телефона»», «Создание условий для возрождения культуры и традиций детских дворовых игр и привлечение детей к совместному времяпрепровождению». Студенты профиля Изобразительное искусство. Дополнительное образование (в области дизайна и компьютерной графики) работали над социальной задачей связанной с приобщением детей к художественной культуре Республики Мордовия.
В рамках каждой проблематики студенты работали над формулированием проблем, на решение которой была направлена каждая социальная задача, определяли целевую аудиторию, период реализации проекта, территориальный охват, этапы и инструменты выполнения социальной задачи, ресурсы для реализации продукта, а также ожидаемый продукт/результат реализации проекта по решению социальной задачи. Представленные модели проектов будут реализованы на практике.
– реализации психологических проектов:
Данный тренинг нацелен на обучение студентов создания социальных проектов, направленных на оказание психологической помощи разным категориям населения. Было создано три группы студентов. В процессе «мозгового штурма» определены следующие категории населения для оказания психологической помощи: дети дошкольного возраста, обучающиеся категории группы-риска в техникуме, а также спектр направлений социально-психологической помощи им.
Итог тренинга – три разработанных проекта:
«Компас сердца» для оказания психологической помощи детям дошкольного возраста на базе ДОО, в которых отсутствуют педагоги-психологи;
«Сердца в помощь» – оказания психологической помощи студентам с ОВЗ и инвалидностью Саранского техникума сферы услуг и промышленных технологий;
«СВО и дети» – психологическое сопровождение детей участников СВО.
Практикоориентированная деятельность не только способствует развитию профессиональных компетенций будущих педагогов, но и формирует их социальную ответственность. Участие студентов МГПУ им. М. Е. Евсевьева в проектной мастерской федеральной программы «Обучение служением» позволило им отработать практические навыки проектной деятельности и внести значимый вклад в решение актуальных социальных и образовательных задач региона.
Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А
Приемная ректора :
8(8342) 33-92-50
Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
8(8342) 33-92-81
Приемная комиссия :
Email : prcom@mordgpi.ru
8(8342) 33-92-58
8(8342) 33-93-90
ОТДЕЛ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
Email : general@mordgpi.ru
© Мордовский Государственный Педагогический Университет имени М.Е. Евсевьева