-
First slide

В рамках Всероссийской недели родительской компетентности отвечаем на вопрос «Как помочь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья сформировать социально-бытовую ориентацию?»



  24.09.2024  |    56

16 сентября 2024 года преподаватели кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии в рамках Всероссийской недели родительской компетентности по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2024 году в соответствии с планом работы Службы помощи родителям провели вебинар «Формирование социально-бытовой ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья в семье».

В ходе вебинара Рябова Н. В., доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии, Барцаева Е. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии, Котькина Е.А., старший преподаватель кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии раскрыли сущность «социально-бытовой ориентации» и охарактеризовали содержательное наполнение структурных компонентов (личностного, когнитивного, деятельностного). Социально-бытовая ориентация является ориентировочной основой социально-бытовой деятельности, включающей в себя самообслуживание, ведение домашнего хозяйства, финансовую грамотность, ориентирование в городской среде, соблюдение норм поведения в обществе и взаимодействие с другими людьми, соблюдение правил безопасности, организацию досуга. Они доказали, что в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья данная деятельность значима, она обеспечивает самостоятельность ребенка, но эффективность ее становления и развития зависит от целенаправленно организованного процесса психолого-педагогического сопровождения, где немаловажную роль играют родители ребенка. В вебинаре приняли участие студенты факультета психологии и дефектологии – Скребкова Дарья и Рыженкова Татьяна, продемонстрировавших результаты своих научных изысканий в рамках обозначенной проблемы и смоделировавших «занятие родителей с детьми».

Для родителей были продемонстрированы игры, которые они могут организовать с детьми в семье для отработки конкретных умений социально-бытовой деятельности, например, застегивать пуговицы, размещать одежду в шкафу, планировать уборку.

Родителям, участвующим в вебинаре, были предложены Методические рекомендации по формированию социально-бытовой ориентации, а именно:

1. Ориентируемся на возраст и интересы ребенка; начинаем с самого простого и доступного (выбирайте задачи, соответствующие возрасту и возможностям ребенка; постепенно усложняйте задания по мере освоения базовых умений).

2. Показывайте, объясняйте ребенку все, что делаете – это мотивирует его на выполнение социально-бытовой деятельности, развивает интерес (показывайте, как выполнять действия, комментируя каждый шаг; давайте ребенку возможность повторять действия и операции социально-бытовой направленности за Вами).

3. Занимайте с ребенком, постоянно, регулярно, системно (включайте обучение социально-бытовым умениям в ежедневную процедуру; создайте расписание для выполнения домашних обязанностей).

4. Хвалите, если ребенок проявляет самостоятельность в выполнении социально-бытовой деятельности (давайте ребенку возможность выполнять задачи без Вашей помощи; не спешите исправлять ошибки, дайте ребенку возможность самому их заметить и исправить).

5. Помните, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность, поэтому ориентируйтесь на нее в работе с ребенком (превращайте бытовые задачи в увлекательные игры; создавайте соревновательный элемент, например, «Кто быстрее уберет игрушки»).

6. Ребенок должен понимать, почему важно знать и уметь выполнять социально-бытовую деятельность, что мотивирует ребенка (расскажите, почему важно уметь выполнять те или иные действия; покажите, как эти умения пригодятся в будущем).

7. Проявляете терпение в отношениях со своим ребенком (не ожидайте мгновенных результатов; хвалите за усилия, а не только за результат).

8. Важно и значимо создавать позитивный настрой в деятельности, поощрять инициативу ребенка, хватить за правильно выполненные действия (не критикуйте ребенка за ошибки, а помогайте их исправить; отмечайте даже небольшие успехи).

9. Ориентируйтесь на индивидуальные особенности ребенка (адаптируйте методы обучения под характер и темперамент Вашего ребенка; будьте готовы к тому, что некоторые умения могут даваться сложнее других).

10. Помните, что родители – важный, значимый пример для ребенка (демонстрируйте правильное выполнение социально-бытовых задач; показывайте позитивное отношение к домашним обязанностям).

Красной нитью в ходе вебинара прослеживалась идея, что формирование социально-бытовой ориентации – это длительный процесс, требующий терпения и последовательности, а основная задача мамы и папы заключается в создании благоприятной среды для развития самостоятельности и ответственности ребенка.

Возврат к списку



Поделиться в:

Контактная информация:

Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А

Приемная ректора :
8(8342) 33-92-50

Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
8(8342) 33-92-81

Приемная комиссия :
 Email : prcom@mordgpi.ru
8(8342) 33-92-58
8(8342) 33-93-90

ОТДЕЛ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
 Email : general@mordgpi.ru

© Мордовский Государственный Педагогический Университет имени М.Е. Евсевьева